Садовые хитрости Агаты Кристи

Sep 21, 2023 22:13

Автор: Арсений Богатырев



Великобритания - страна садов и парков. Еще в средневековье при замках баронов располагались пышные фруктовые сады, приносившие урожай в хозяйские кладовые. Эпоха Возрождения дала толчок развитию ландшафтного искусства, создавались регулярные парки, позже получили популярность и парки пейзажные. С давних пор британцы завели обычай отдыха на природе, среди лужаек, цветов и древ обширных поместий.

Детство одной из самых известных писательниц Британии, мастера детектива Агаты Кристи (до замужества: Миллер, 1890 - 1976), также прошло на свежем воздухе - в садовых кущах домов ее родителей, родственников. Любовь к саду она пронесла через всю свою жизнь, выразила ее в своих произведениях. Например, действие рассказа «Чайный сервиз “Арлекин”» происходит в саду за чаепитием, в рассказе «Причуда Гриншоу» (Greenshaw - «зеленая ботва») из расследований мисс Джейн Марпл беззаконие вершится среди садовых насаждений.

Из личного досье «обвиняемого»

Местом преступления сад сделали по нескольким причинам. Прежде всего, большие сады-парки поместий прекрасно подходят для сокрытия разного рода неблаговидных поступков. В саду, как правило, ведутся всевозможные работы, поэтому выкопанная (и закопанная) траншея для захоронения тела вряд ли кого-то особо смутит. Есть тут и момент шока, неожиданности: английские сады обычно рассматриваются как местечки для отдыха, неги, а не злодейства. Согласно христианским представлениям, человек пришел из земли, в землю он и вернется. Первородный грех был совершен в Эдемском саду, где Адам и Ева потеряли свою невинность.

Было бы ошибкой считать, что из всех детективных авторов к садово-огородной тематике обращалась исключительно леди Агата. Делал это Артур Конан Дойл, который в «Пяти зернышках апельсина» для передачи сообщений применил растительный «шифр» - позже так поступит и Кристи в рассказе «Желтый ирис». А отравление в рассказе Дойла «Дьяволова нога» вызывает причудливое заморское растение. Шерлок Холмс часто топтался на клумбах, выискивая отпечатки ног преступников, он, как известно, мечтал скоротать остаток лет в сельской местности, занимаясь пчеловодством. Большим ценителем цветов был сыщик Рекса Стаута Ниро Вульф, а в романе Кэролайн Грэм (The Killings at Badger’s Drift) об инспекторе Барнаби, известном российскому телезрителю благодаря сериалу «Чисто английское убийство» (Midsomer Murders), все замыкается на редкой орхидее.

С цветами встречаемся и в теледетективах, например, «Она написала убийство» (Murder, She Wrote) или «Коломбо» (Columbo). В «Коломбо» (серия «Этюд в черных тонах») цветок становится уликой, используются сумах и белладонна («Жертва красоты»), убийцы включают в свои темные планы садово-оранжерейный декор («Смерть в оранжерее», «Реквием для падающей звезды», «Темная лошадка»).

Цветочный детектив

Но, как говорится, ближе к Кристи. Сад - это прежде всего клумбы, цветы. Цветы окружают мисс Марпл, постоянно работающую в саду (вот и обложки размещенных на веб-портале www.agathachristie.com романов о ней оформили во флористическом стиле), но много их и в городских апартаментах выдуманного леди Агатой бельгийского сыщика Эркюля Пуаро. В сериале «Пуаро Агаты Кристи» (Agatha Christie’s Poirot) ими уставлена квартира бельгийца. Множество наименований из области флоры встречаем в детективных сюжетах Кристи: азалия, айва, артишок, бегония, георгин, герань, гиацинт, душистый горошек, жимолость, золотой дождь, инжир, люпин, лютик, мимоза, можжевельник, нарцисс, ноготки, омела, остролист, примула, рододендрон, розмарин, сирень, тюльпан, финик, флокс, цикламен, чертополох и т.д. В экранизации романа «Спящее убийство» (Sleeping Murder, роль мисс Марпл играет Джоан Хиксон) Гвенда Рид желает поклеить обои с маками - и вдруг оказывается, что они уже использовались в интерьере купленного ею и ее мужем дома: на Западе мак считается растением провидцев.



Цветы становятся немаловажными уликами, дают ключ к разгадке. Распутать дело в «Золотых слитках» мисс Марпл помогло поведение садовника - в выходные и праздничные дни они не подрезают розы. Подобно Холмсу, бельгиец исследует следы на цветочной клумбе в «Зеркале мертвеца». Особый сорт роз без шипов Zephirine Drouhin подал Пуаро подсказку в романе «Печальный кипарис», помог разоблачить убийцу. Кристи показывает, насколько важно разбираться в цветах, ведь ботанические познания способны привести к правде, что влечет за собой самые серьезные последствия. Желтые ирисы напоминают сыщику старое дело («Желтый ирис»), в сериале «Пуаро Агаты Кристи» («Что растет в твоем саду?») пакетик из-под семян, переданный бельгийскому детективу, открывает запутанное дело. С фиалкой сравнивает леди Агата католический храм, разговор с прихожанкой которого озаряет мсье Эркюля догадкой («Берег удачи»), а в «Объявлено убийство» (A Murder is Announced) фиалки использует уже злоумышленница.

Много «цветочного» в образе самого Эркюля Пуаро. В рассказе «Авгиевы конюшни» в петлице у сыщика находится белая камелия. Камелии стали особенно популярны после выхода романа «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, а также оперы Джузеппе Верди «Травиата», в которой опять-таки появляется этот цветок. Цветок на одежде стал одной из примет бельгийского сыщика, в «Пуаро Агаты Кристи» его нередко можно лицезреть с бутоньеркой на отвороте пиджака. В одной из серий сделан акцент на сцене помещения Пуаро в петлицу цветка, демонстрирующей характер детектива, его щегольство и утонченный вкус.
На костюме бельгийца замечаем и розовый бутон. В «Пуаро Агаты Кристи» сыщика даже выставили селекционером, выведшим в ящике на подоконнике свой собственный сорт роз («Что растет в твоем саду?»). Розы - любимые цветы Веры Россакофф (Русаковой), давней зазнобы мсье Эркюля: в рассказе «Пленение Цербера» он отсылает ей букет алых роз. Алые розы - цветы страстной Кармен, что видно из романа «Смерть лорда Эджвера» (Lord Edgware Dies). Но почему розы «соседствуют» с преступлением? Возможно, ответ следует искать в английском прошлом, когда шла печально знаменитая Война Алой и Белой Розы, оросившая британскую землю кровью. Отголосок тех кровавых времен прозвучал в «Алисе в Стране Чудес», в которой ожившие карты перекрашивают розовые кусты и приговариваются к казни.

Полный текст работы на сайте: https://culturolog.ru/content/view/4364/94/

Природа, Литература

Previous post Next post
Up