Лингвофилософская концепция В. фон Гумбольдта

Dec 30, 2021 22:32


Автор: Р. Р. Ягнутова



Лингвофилософская концепция Гумбольдта заключалась в том, что он отвергал характерную для XVII-XVIII веков механистическую, а также логическую и универсалистскую концепции языка и рассматривает язык не как средство общения, а как средство существования самого человека. Язык понимается как непрерывная творческая деятельность (energeia), некое энергетическое направление - «глубочайшего и тончайшего вторжения языков» в «движение духа». В языке царит определяющий отношения между вещами в грамматических формах и категориях «дух народа». Гумбольдт утверждает, что это («дух народа») полнее всего выражается в языке поэзии и языке философии - там больше метафоризации, следовательно, больше «связок», следовательно, больше работы мысли. Язык не инструмент: он живет в деятельности. Учение о тождестве «духа народа» и его языка (язык народа «есть его дух, и его дух есть его язык - трудно себе представить что-либо более тождественное») является основным в лингвистической концепции Гумбольдта. Сказывается влияние идей И. Канта, Ф. Шеллинга и Г. Г. Гегеля. Философия природы Шеллинга и его трансцендентальный идеализм основывались на тождестве духа и природы. Следует отметить, что учение Гумбольдта о «духе народа» является преломлением учения Гегеля об абсолютной идее, изложенного в его «Феноменологии духа». Первоначальное тождество, образующее субстанциональную основу мира, является, по мнению Гегеля, тождеством бытия и мышления. Подчёркивая неразрывную связь и даже тождественность языка и «народного духа», Гумбольдт утверждает, что эта связь «недоступна для нашего разумения», что она «остается для нас необъяснимой тайной». В этом мы видим следование положению И. Канта о непознаваемости «вещей в себе».

В своей работе «Характер народа и характер языка» философ пишет: «... различные языки по своей сути, по своему влиянию на познание и на чувства являются в действительности различными мировидениями». Язык - основа всех видов человеческой деятельности, основа «картины мира», уникальной для каждого народа.

В своей работе «О „Германе и Доротее“ Гёте», Гумбольдт пишет о «всеобщей ужасной катастрофе», если человечество в сей же момент не разработает теорию эстетики. «Полная же разработка подобной теории была бы наиболее желательной именно сейчас - она привела бы в более тесную связь, чем прежде, искусство и моральную культуру [эстетику и этику. - авт.], всё время сопрягая искусство с человеком и его внутренним существом [духом - авт.]».

Эстетическая мысль Гумбольдта движется от общего к частному: от общего определения искусства к искусству слова - поэзии. Исходный пункт рассуждений - идея Канта о продуктивной силе воображения, как потенции, формирующей весь духовный мир человека. «Искусство - это закономерное умение наделять продуктивностью силу воображения. Таково первичное понятие искусства - оно же и высшее его понятие». Гумбольдт выходит за пределы кантианства, проявляя интерес к природе, отмечая неразрывную связь между природой и человеком. Сила воображения действует в рамках, предписанных природой. «Искусство - это устранение природы как действительности и воссоздание её как продукта силы воображения». «Природа прекрасна вообще лишь в той степени, в какой её представляет себе фантазия». Для Гумбольдта вершина искусства - достижение идеала. Если для Канта идеал - это нечто неосуществимое, а для Гегеля идеал - это стремление к высокой цели, то для Гумбольдта идеал воплощается в искусстве. Сама художественная форма идеальна в том смысле, что она противостоит созданиям природы, поэтому не действительностью. Но есть и другое, считает философ, более высокое понятие идеального, реализация которого возможна только в таком виде искусства как поэзия. Поэт обязан создать нечто, превосходящее действительность, он делает это помимо своей воли «лишь потому, что, исполняя своё призвание поэта и предоставляя своей фантазии исполнение этого призвания, он изымет природу из ограниченной действительности и перенесёт её в страну идей [выделено авт.], превращая своих индивидов в идеалы». Художник достиг цели тогда, когда «перенёс в мир свою сокровенную, свою лучшую природу, превращая мир в существо, которому можно отныне всецело симпатизировать». Он считает, что поэзия чрезвычайно важна для существования этноса и нации, ибо она являет собой дух нации. Созвучен Гумбольдту и известный литературовед Ю. М. Лотман: язык не может существовать без того, чтобы на нём не писали стихов: «...невозможно существование семиотической системы типа естественного языка и сложнее, если на нём нет поэзии».

В работе «О современной французской трагической сцене» Гумбольдт пишет о том, что существуют такие виды искусств, где силы воображения формируют предмет полностью или частично, но есть «...и такие, которые его непосредственно представляют, привнося в него одновременно идеальное. Последние, полагаю я с уверенностью, должны обладать более высокой степенью совершенства». Это положение он позже сформулирует как «закон наивысшей чувственности», воплощённый в поэзии. Именно она, поэзия - «наивысшая чувственность».

Полный текст работы на сайте: https://culturolog.ru/content/view/3910/126/

#философияпоэзии, #поэзия, #теорияязыка, Философия, Эстетика, #эстетика, Язык, #философияязыка

Previous post Next post
Up