Автор: Валерий Волков
В 1864 году 72-летний князь П. А. Вяземский, уже переживший большинство своих друзей, пишет большое исповедальное стихотворение - поэтическую жалобу «Где запоздалого найти мне? Бога ради…». Но не на невзгоды, которых в его жизни было более чем достаточно, не на старость и немощи, - на отсутствие единомышленника, которого он называет «запоздалым», сетует стареющий аристократ, поэт и государственный деятель.
Кольцевая композиция: субстантиват запоздалый открывает и закрывает стихотворение, маркируя ключевую тему с многозначным и многозначительным содержанием. Инициальные строки:
Где запоздалого найти мне? Бога ради,
Скажите. За толпой пусть он плетется сзади,
С ним мыслью хочется, меняясь, отдохнуть:
Все ж где-нибудь он был, все ж видел что-нибудь,
Все ж знает что-нибудь и с опытом справлялся;
За прогрессистами бежать я запыхался.
Кружится голова, захватывает дух,
От треска громких слов оглох мой бедный слух…
Воспринимается текст как некая «шифровка». Кто этот «запоздалый»? Из контекста ясно, что он оппозитивен «прогрессистам». Отрицательное определение не определение, однако подсказка, на которую нужно опереться: сетует Вяземский на некие тенденции в той части поколения «передовых людей», которые больше других на виду, которые позиционируют себя как деятели, за которыми завтрашний день, - как «прогрессисты».
Стихотворение в целом можно воспринимать и как гневную филиппику, предмет которой - вечные людские пороки, в современном поколении не только не умалившиеся, но скорее расцветшие, и как горестную ламентацию: достойным ли достается этот самый завтрашний день… Финальные строки - заключительные штрихи к собирательному портрету «прогрессистов». Заметим: у поэта Вяземского долгое дыхание, он мыслит и пишет многокомпонентными предложениями и пространными периодами, что делает задачу в меру сжатого, но корректного и наглядного цитирования весьма непростой. Только заключительные строки: Фиглярство смельчаков и робость малодушных,
Успеха наглого поклонников послушных,
Привыкших перед ним колено преклонять,
Готовых всякому насильству честь воздать
И право давности за ним признать с испугу:
Все стачки с низкими потворствами друг другу
Передовых людей, чтоб задних обмануть,
И к цели, мимо их, пробить украдкой путь:
Все это за одно мои досады множит
И огорчает ум, и желчь мою тревожит.
Ну, как же не желать убежища найти
Где б с запоздалым мог я душу отвести?
Казалось бы, вечные человеческие пороки и вечные же проблемы: пустое шутовство и ерничанье с целью погромче, позаметнее заявить о себе («фиглярство»); угодничанье и холуйство перед «успехом» в надежде попасть в ближний круг какого-то баловня фортуны; беспринципность, моральная нечистоплотность с готовностью не просто закрыть глаза на всякое «насильство» но даже «честь воздать» ему при условии личной выгоды; временные союзы («стачки»), кружковщина с целью, объединившись, ловчее добиться своего; стремление воровски «пробить украдкой путь», оттеснив на пути карьеры заведомо более достойных…
Что это? Обычное старческое брюзжание на то всегда повторяющееся, чему свидетелем был долгие годы, - или нечто большее, поэтический диагноз катастрофического ухудшения нравов, чему виной «прогрессисты», мнящие себя «передовыми людьми»? Поскольку знание людей, тонкая наблюдательность, проницательность и непредвзятость Вяземского несомненны, а старческое ворчание связано в его стихах лишь с состоянием здоровья, остается принять: какая-то злая нравственная порча распространяется вместе с поколением «передовых людей».
Прогрессист - слово, ныне устаревшее, бытовавшее в XIX веке как однословный синоним сочетания передовой человек с самым общим значением «сторонник прогресса», где прогресс - «движение вперед». Предполагалось тогда и считается ныне, что прогресс- не просто «движение вперед» (по латинскому этимону, progressus ‘движение вперед; развитие; успех’ - от глагола progredi ‘идти вперед’ < pro… ‘впереди; вместо’ + gradi ‘шагать, продвигаться’), но «развитие от низшего к высшему». Вяземский изрядно опередил время: лишь на рубеже XX-XXI веков наконец-то осознается, что прогресс и регресс находятся в тесной, причем обратно пропорциональной взаимосвязи. Современное понимание этой проблемы основывается на оппозиции цивилизации и культуры: цивилизационные достижения, переходя в своем развитии некий предел, «красную черту» вполне достаточного и оказываясь в зоне избыточного, каузируют деградацию культуры, в самом широком охвате всех сторон жизни - от быта (повседневности) до «высших» проявлений новой «культуры», о которой уже не стоит писать без кавычек. Научно-технический прогресс, все более успешно обслуживающий витальные потребности, в конечном счете индуцирует гедонистический произвол разнообразных человеческих «хотелок», - такой «прогресс» оказывается в обратно пропорциональной зависимости к духовно-нравственному состоянию общества и культуры, которые деградируют.
По Вяземскому: где тот «запоздалый», который, не впадая в эйфорию по поводу достижений, понимает и оборотную их сторону?
«Прогрессисты» в середине XIX в. в качестве передового отряда «мыслящей» части общества пришли на смену либералам, которых записали в консерваторы. Вяземский же отошел от либерального лагеря - в пользу здорового государственного консерватизма - еще в годы своего возмужания. Хорошо и точно об этом пишет его современный биограф В. В. Бондаренко: «К 40-м годам Вяземский уже успел наслушаться в свой адрес обвинений по поводу “предательства” идеалов либеральной юности. <…> По инерции эти обвинения благополучно дожили до нынешнего времени - редкий исследователь Вяземского отказывал себе в удовольствии попрекнуть его тем, что автор “Негодования” достиг к старости высших государственных постов. Таким Вяземский и закрепился в массовом сознании - либералом, который в одно прекрасное утро вдруг проснулся консерватором, отказавшимся от прошлых убеждений. <…> Между тем лучше всех историю Вяземского-политика написал сам Вяземский. <…> Плоть от плоти Российской империи, ее государственного быта, устоявшегося веками, сын видного вельможи, он был живым воплощением нравной, независимой, мыслящей, просвещенной русской аристократии. Он ни минуты не верил в тайные общества, боялся крестьянского бунта, всегда был сторонником пусть модернизированного, но сильного монархического правления».
В «конечной», 32-й своей записной книжке, в заметке «Кое-что о себе и о других, о нынешнем и вчерашнем» Вяземский подытоживал: «Иным колят глаза их минувшим. Например, упрекают их тем, что говорят они ныне не то, что говорили прежде. Одним словом, не говоря обиняками, обличают человека, что он прежде был либералом, а теперь он консерватор, ретроград и проч. и проч. …все эти клички, все эти литографированные ярлыки ничего не значат. Это слова, цифры, которые получают значение в применении. Можно быть либералом и вместе с тем консерватором, быть радикалом и не быть либералом, быть либералом и ничем не быть. Попугай, который затвердил слова: свобода, равенство прав и тому подобные, все же остается птицей немыслящей, хотя и выкрикивает слова из либерального словаря»
Полный текст работы на сайте:
https://culturolog.ru/content/view/3896/97/