Автор: Михель Гофман
Протестантская Реформация была первой в истории Европы истинной революцией, она повернула направление развития цивилизации на 180 градусов, изменила основы миропонимания всех населявших Европу народов. Все последовавшие революции были лишь продолжением и развитием фундаментальных идей той эпохи.
«Дайте людям хлеб насущный, а потом спрашивайте их о духовной жизни» - таков был основной постулат Просвещения, наследницы протестантской Реформации.
Материалистическое мировоззрение прививалось наукой, которую Просвещение превратило в новую форму религии.
В 19-ом веке, веке Прогресса, наука превратилась в движущую силу индустриального общества. Она создала новые, эффективные методы производства и эффективные методы контроля работников, и их результатом стало огромное материальное богатство. Лидером внедрения нового, научного подхода к производству были США.
Ленин писал в 1918-ом году «...(необходимо) внедрить научную американскую систему по всей России. ...Производительность труда - это в последнем счете самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Главное для нас научная организация труда и контроль».
Ленин, говоря о научной американской системе, имел в виду систему, созданную Генри Фордом, который по своим политическим взглядам был социалистом. Форд строил дома для рабочих, ясли и школы для детей. Создавались вечерние школы и курсы повышения квалификации. Рабочие получали займы на покупку домов от администрации завода, а не от банков, и с меньшими, чем в банках процентами, и имели право на покупку автомашин своей компании по сниженным ценам. Работники заводов Форда зависели от своего работодателя не только экономически. Салуны, кинотеатры, центры развлечений в районе Детройта контролировались Фордом. Охрана заводов Форда из 5000 человек следила не только за порядком на производстве, но и за частной жизнью работников. Это была попытка “построить социализм в одной отдельно взятой компании”, недаром империю Форда называли “фордовский социализм”.
Генри Форд, 1914
Форд формулировал идеи Нового Порядка не в политических, а в экономических терминах: «социальные изменения должны прийти не в результате политической революции, а в процессе экономической эволюции. Культура производства машины должна стать культурой жизни - это наше всеобщее будущее, и лидером на этом пути будут Соединенные Штаты».
Эту культуру общества-машины впоследствии стали называть “корпоративным социализмом”, когда государство начинает сливаться с корпорациями в одну систему. Бенито Муссолини называл эту систему фашизмом: «фашизм можно назвать корпоратизмом, потому что это слияние государства и власти корпораций».
Форд видел в корпоративной системе будущее и оказывал огромную финансовую и техническую помощь первопроходцам, начавших строить корпоративный социализм в других странах -Германии и Советскому Союзу. Противостояние цивилизованного мира Новому Порядку в Германии и России не отменяло того факта, что все страны, каждая по-своему, строили свою версию общества-машины, в котором, как говорил поэт революции Маяковский, «владыкой мира будет труд».
Американский юрист, побывавший в Советском Союзе в 1931 году: «Условия жизни здесь напоминает мне состояние дел дома. Тот же энтузиазм, то же желание добиться успехов в индустрии, та же энергия и увлеченность делом. Параллель существует также в мобилизации патриотических чувств и общественной активности».
Страны, строившие Новый Порядок, различались в своей практике, но идеологические постулаты, которые они провозглашали, во многом совпадали. Так Бернард Шоу отмечал: «Сталинская конституция выглядит так, как будто она написана Томасом Пэйном (один из творцов Американской конституции)». Различия же в практике реализации Нового Порядка были связаны с различными историческими традициями, культурой и самосознанием народов этих стран.
Особенно трудные задачи стояли перед большевиками - нужно было изменить отрицательное отношение к труду, которое шло от многовекового российского опыта: труд сам по себе не приносил ощутимых результатов. Необходимостью стало воспитание нового отношения к экономике и труду. Советский лозунг «труд - дело чести и доблести» был парафразой основной идеи протестантизма «труд - служение Богу», что было глубоко чуждо русскому сознанию, воспитанному на православной идее: «труд - проклятие человеку за его грехи».
Нужно было научить людей работать, воспитать новое отношение к труду, и для этого был необходим не только репрессивный, но и огромный пропагандистский аппарат. По инициативе Ленина в начале двадцатых годов был создан ЦИТ - Центральный институт труда. Советское руководство страны начало кампанию по воспитанию новых этических категорий: рабочая дисциплина, аскетизм в поведении и желаниях. Широко дискуссировалась также необходимость новой науки антропотехники - науки о создании, конструировании нового человека. На Западе она получила другое название - социальная инженерия.
Качества, которыми должен был обладать “Новый советский человек” почти полностью совпадали с протестантской этикой труда и аскетической жизни, но они не давали тех результатов, как в Соединенных Штатах, где они естественно приводили к наглядному улучшению условий жизни.
Американская пропаганда, в отличие от пропаганды большевиков, не призывала к самопожертвованию во имя высоких целей, она действовала от обратного: «думай только о себе, о своем личном благополучии, и этим ты увеличишь свое богатство и богатство всего общества».
Полный текст на сайте:
https://culturolog.ru/content/view/3885/62/