Американский коммунизм XIX века по Шарлю Фурье

Nov 06, 2021 19:07


Автор: Михель Гофман

Как пишет американский историк Кумар, «в Америке 19-го века практиковалось больше коммунизма, чем в любое другое время в любой другой стране». Одним из теоретиков коммунизма был просветитель Шарль Фурье. В его системе общество состоит из фаланстеров, каждый фаланстер, в который входит 1620 человек, размещается в одном шестиэтажном здания с несколькими корпусами, где каждый из корпусов предназначен для работы, общественных собраний и отдыха. Фурье считал, что все разнообразие человеческих типов исчерпывается числом 810, поэтому все население фаланстера было классифицировано по своим типовым психологическим и физическим качествам. Каждый выполняет свою работу и получает свою долю развлечений. «От каждого по способностям, каждому по труду». Распределение удовольствий и развлечений по этому принципу должно было стать тем средством, которое позволит поддерживать порядок в фаланстере.

Другой коммунист-утопист, Роберт Оуэн, первым ввел в обиход слово социализм, и первая коммуна, которую он создал в Соединенных Штатах - Новая Гармония - была фабрикой, принадлежавшей членам коммуны-кооператива. Впоследствии она стала моделью рационального ведения индустриального производства.

Утопия же Фурье была антииндустриальной. Члены фурьеристких фаланг работали, но занимались только тем, что было для них привлекательно, делая неприятную для всех работу поочередно. Группы внутри фаланги формировались не на основе производственных отношений, а на принципе личной притягательности друг к другу, по словам Фурье, на страстях, на абсолютной ценности личности и самовыражении в разнообразных формах деятельности.

Фурье считал, что удовлетворение инстинктов, страстей индивида является основной силой развития общества, - «нет ни единой страсти бесполезной или плохой, все они воплощение качеств, данных человеку природой, т.е. Богом.» Истинное социалистическое общество должно поощрять все то, что считается пороками. Моральные принципы, запрещающие проявление природных качеств человека, вредны, потому что они запрещают человеку проявлять свою божественную природу. «Все эти философские выверты, которые называют долгом, выдуманы людьми, а страсти, влеченья, даны Богом».



Жан Франсуа Жигу "Портрет Шарля Фурье", 1835

Труд необходим только для создания самого необходимого, а создание и накопление богатств как цель общества противоречит истинной цели личности - самореализации в творческом процессе общения с другими людьми, в счастье, наслаждении самой жизнью.

Центром концепции Фурье был индивид, личность, расцвету которой, во всех ее проявлениях, должно всемерно помогать общество. Коллектив, по Фурье, - это собрание личностей, в котором свободно расцветают все качества человека, подавляемые в “нормальном” обществе, а сужение человека до “нормы” ничто иное, как уничтожение личности.

Но все американские коммуны, построенные на коллективной экономике, имели короткую жизнь, так как всеобщее равенство приводило к всеобщей нищете. Коммуна «Новая Гармония», созданная Робертом Оуэном, была основана в 1825 году и просуществовала 3 года. Этьен Кабэ в Иллинойсе создал «Икарию» в 1850-м - она существовала 5 лет. Вильгельм Вейтлинг - «Коммунию» в 1851 году, в Айове, срок существования - 5 лет.

Американские коммунистические эксперименты не могли не привлечь внимания русских социалистов. По свидетельству Короленко, «эмиграция в Америку влекла многих русских, мечтавших о коммунистических опытах».

Из всех социальных утопий коммунистическая утопия Фурье была наиболее близка общим идеалам русской интеллигенции. Четвертый сон Натальи Павловны в романе Чернышевского был литературной интерпретацией идеи Фурье о свободной любви. Достоевский за свое участие в кружке петрашевцев, изучавших идеи Фурье, поплатился каторгой. Идеи Фурье были популярны в России в среде русской интеллигенции, воспитанной на европейской индивидуалистической культуре, но они не могли привиться в стране, где более 90% населения были безграмотны и жили в условиях коллективизма сельской общины, без каких-либо связей с общемировой культурой.

Однако идеалы предреволюционной интеллигенции были использованы большевиками, и идеи Фурье вошли, как важная составляющая, в лозунги советской пропаганды. Расцвет личности объявлялся целью коммунизма.

Идеи Фурье, однако, не были популярны в американском обществе, которое строилось на принципе индивидуального интереса, а сама личность оценивалась только по количеству созданных человеком богатств. Система Фурье, в которой отношения внутри общества строились на принципах доверия и бескорыстия, противоречила основным постулатам всеобщей конкуренции и индивидуального успеха. Но, хотя система Фурье была отвергнута, идеи других просветителей - Руссо, Сен-Симона, Дидро, Вольтера - были использованы.

Полный текст работы на сайте: https://culturolog.ru/content/view/3885/62/

Социум, Социология, США, История

Previous post Next post
Up