Автор: Усманов С.М.
Книга К. Леонтьева «Отец Климент (Зедергольм) - иеромонах Оптиной Пустыни» впервые напечатана в «Русском вестнике» в 1879 г., вышла при жизни автора отдельными изданиями ещё дважды - в 1880 и 1882 гг.).
В этой работе Константин Леонтьев весьма рельефно изобразил свои диалоги с отцом Климентом, включая споры и разногласия по ряду вопросов. В частности, Леонтьев упоминал о высказывающихся им симпатиях к римскому католичеству в его борьбе с западными либералами, об интересе к исламу и других своих спорных или неприемлемых для отца Климента суждениях. Причем, Константин Николаевич приводил и доводы в пользу таких своих предпочтений: «Я никак не могу забыть ту исполинскую культурную борьбу ясного и выработанного старого с неопределенным и неясным новым, которая ведется теперь по всему земному шару».
Но в книге приводятся и возражения Леонтьеву отца Климента (Зедергольма), который предостерегал своего собеседника: «Я понимаю, что это очень полезно для начала уважать всякую религию, даже буддизм, и предпочитать всякое исповедание пустоте мнимого прогресса. Да, для начала обращения… Но останавливаться на этом нельзя… Надо идти дальше и чувствовать духовное омерзение ко всему, что не Православие». Леонтьев приводит в книге и ещё одно, очень характерное и существенное предупреждение в свой адрес «православного немца» иеромонаха Климента: «Враг пользуется всеми нашими наклонностями, всеми слабостями… и вот ваша любовь к поэзии, которой конечно, много в неправильных религиях, даже в язычестве… она вредит вам в этом случае. Дьявол знает, чем каждого из нас взять…».
Самое, пожалуй, впечатляющее для нашей темы в этом сочинении К. Н. Леонтьева - это его резюме всех диалогов об истории и культуре с отцом Климентом: «Он не исправил меня, сознаюсь - я все тот же. Я не умею упростить себя, как он упростил себя умственно. Может быть, мы оба правы… Он был монах - я мирянин». Впрочем, Константин Николаевич вспоминал усилия своего собеседника с благодарностью: «Подобными беседами он заставлял меня нередко рассматривать предметы веры и жизни с новых сторон и привлекал мое внимание на то, на что оно ещё ни разу не обращалось… Этим он сделал мне много добра».
Полный текст работы на сайте:
http://culturolog.ru/content/view/3767/68/