Катастрофический сдвиг

Dec 01, 2020 21:05


Автор: Андрей Карпов
Избирательность социального восприятия хорошо известна, но, как и многие другие тривиальные вещи, часто упускается из виду. Поэтому нелишне напомнить, как она преломляет картину реальности.

Во-первых, как уже было сказано, хорошее воспринимается как должное и не считается событием. Автобус ходит по расписанию? Это значит, что событий нет. Сломался и не пришёл вовремя? Вот это - информационный повод.

Во-вторых, при оценке происходящего решающую роль играет их направление развития событий. Равнозначные по модулю, но противонаправленные изменения оцениваются по-разному. Росстат говорит о сезонном снижении цен, - общественное мнение возмущается: какие-то десятые доли процента, кто их видел? Это всё - статистическая манипуляция. Когда же озвучивается рост цен на те же цифры, реакция совсем другая: опять инфляция! То же самое происходит и с данными по производству (рост оценивается как незначительный, падение становится поводом порассуждать о полном развале отрасли), и с курсом валют.

В-третьих, в любом событии выпячивается отрицательная сторона. Взять то же колебание курса валюты: ослабление рубля подаётся как катастрофа - нас всех скупят, а укрепление вызывает разговоры о снижении конкурентоспособности. Негатив находится даже, казалось бы, в том, чему следовало бы радоваться. Арест проворовавшегося чиновника интерпретируется не как успех правоохранительных органов, а как очередное свидетельство торжества коррупции.

В-четвёртых, облако негатива, формируемое событием, значительно превосходит это событие по объёму. Закон тождества тут нарушается. Плохое всегда больше самого себя. Информационный повод продуцирует негативные ожидания, которые в нашем восприятии смешиваются с реальностью. Завезённый с фруктами южный паук укусил жительницу столицы - появляются заголовки "Москву атакуют пауки". Бюрократ нахамил просителю - можно ожидать реплик: "чиновники совсем обнаглели". И тут дело не в особой злокозненности журналистов. Журналист пишет то, что будут читать. Он потакает общественному мнению, ожиданию обывателей. Журналист - это просто первый обыватель.

Наш небольшой анализ позволяет прийти к следующим выводам.

Первое. Новости - это не факты. Ближе всего к факту стоит сообщение о событии: произошёл пожар, с космодрома стартовала ракета, чиновник подал в отставку. Но даже подобная краткая форма не гарантирует от искажений. Например, поданное чиновником заявление об отставке может быть инициативой его начальника (то есть на самом деле чиновника уволили) или бюрократической игрой (когда чиновник уверен, что его отставку не примут, то есть по сути отставки нет). В дальнейшем сообщение обрастает подробностями, комментаторы пытаются выделить важное - то есть одно выпячивается, другое - опускается, и на выходе мы получаем интерпретацию, а не факт. Основное содержание новостных потоков - именно интерпретации.

Второе. Получая информацию о происходящем из СМИ и социальных сетей, мы замещаем реальность набором интерпретаций. Иными словами, мы наблюдаем преломленную картину реальности. Фактическое состояние дел отличается от наших представлений, что вовсе не очевидно. Человек - существо разумное, а разум чувствует дискомфорт в условиях актуального (неразрешенного) противоречия. Поэтому он стремится свести известное ему по возможности в непротиворечивую систему. То есть в итоге рациональной обработки поступающей информации мы получаем достаточно логичный образ реальности, который тем не менее не является адекватным.

Третье. Наше представление о действительности сдвинуто в сторону негатива. Мы видим мир хуже, чем он есть на самом деле. Этот "катастрофический сдвиг" обусловлен более высоким статусом плохого в информационном пространстве.

Четвёртое. Мы - не только наблюдатели и комментаторы. Жизнь состоит из действий, а когда человек действует, он исходит из имеющейся у него картины мира. Поскольку наше мировосприятие искажено катастрофическим сдвигом, наши действия часто оказываются избыточными и просто неадекватными. Мы как бы предвосхищаем плохое. И своей реакцией порою стимулируем его.

Полный текст статьи на сайте: http://culturolog.ru/content/view/3609/64

Новости, Социум, Социология, Психология, СМИ, Философия, #восприятие

Previous post Next post
Up