Автор: Андрей Карпов
Нередко можно услышать выражение "православный бизнесмен". Порою православное предпринимательство мыслится как основа правильного, православного общества. Но возможно ли оно? Может ли бизнес по праву носить наименование "православного"?
Целью всякой предпринимательской деятельности является извлечение прибыли. Если цель иная и прибыль не важна, то перед нами не бизнес, а, например, некоммерческая организация. Подобные организации должны кем-то финансироваться. Чтобы им было на что жить, кто-то должен делиться с ними доходами. Это - либо государство (и тогда перед нами бюджетное финансирование), либо частные лица, реализующие собственные проекты или жертвующие на чей-то чужой проект, либо коммерческие предприятия, делающие отчисления от прибыли.
Если предприниматель осознаёт себя как православного человека, он может устроить своё дело так, чтобы одной рукой загребать, а другой раздавать. Деятельность подразделения, занимающегося расходованием средств, вполне может быть православной. Но можно ли подобное сказать о том подразделении, что отвечает за получение доходов?
Доходов должно быть больше, чем расходов. Если доходов будет меньше, предприятие окажется в кризисе и начнёт деградировать. Если получаемые средства будут лишь покрывать затраты, то нечего будет раздавать. Собственно православная деятельность окажется невозможной. Стало быть, надо стремиться к получению прибыли.
Хотя прибыль и закладывается в цену товара, реально возникает она только в момент продажи. Пока товар или услуга не проданы на рынке, предприятие прибылью не располагает. Продажа - ключевой этап всякого бизнеса. Произвести товар или разместить его в магазине недостаточно - нужно, чтобы твой товар купили.
Даже если в кошельке покупателя есть деньги, не факт, что они будут нужным вам образом. Ваш товар - не единственный на рынке, и покупателю предстоит сделать выбор.
Основная характеристика, на которую ориентируется покупатель, - это цена. Чтобы товар расходился, надо, чтобы цена на него была, как принято говорить, конкурентоспособной, то есть не слишком высокой. А более низкую цену может предложить тот, у кого ниже издержки.
Величина издержек на единицу готовой продукции (товара) - это показатель эффективности бизнеса. Два предпринимателя вкладывают в свои предприятия равную сумму, но первый получает больше единиц товара на вложенный капитал. Он может продавать товар дешевле и потому продаст больше, окупит издержки, получит прибыль и будет процветать. Тогда как у второго купят мало (ведь его товар дороже), и он будет с трудом сводить концы с концами, рискуя в любой момент прогореть.
Среди издержек особое место занимают расходы на персонал. Во-первых, они значительные. Это - не только заработная плата, но и социальные отчисления, и затраты на организацию труда, создание условий для работы. Доля таких затрат в цене товара велика. Во-вторых, эти затраты очень подвижны. Они могут неожиданно и быстро расти. В любом деле всегда есть функционал ещё для одного работника. Существующие работники обычно жалуются, что они слишком загружены. Но достаточно взять на работу дополнительного человека, как у тебя сразу же вырастут расходы на персонал; увеличится ли при этом выработка - ещё неизвестно.
С другой стороны, если стоит задача быстро сократить издержки, то обычно в первую очередь проводится сокращение штата. Другие статьи затрат сократить сложно, однако всегда можно перераспределить обязанности между работниками, а того, кто не может тянуть повышенную нагрузку, уволить.
В общем виде эта зависимость выглядит так: эффективность бизнеса определяется производительностью труда. Чем выше производительность труда, тем больше выходит продукции на вложенный капитал, а, стало быть, и продажная цена единицы товара может быть меньше, продажи - больше, что означает больше выручки и прибыли.
Производительность труда - ключ к успешности бизнеса. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто способен добиться более высокой производительности. В отношении работника это оборачивается увеличением нагрузки и степени эксплуатации. С христианскими принципами отношений между людьми это сочетается плохо.
Христианин должен видеть в каждом встречном человека и более того - ближнего. Эффективный предприниматель не должен видеть в работнике человека. Начальник не может входить во все обстоятельства подчинённого: последний должен делать свою работу, а насколько это ему тяжело имеет значение только в той степени, как это сказывается на выработке. Если выработка падает, работника надо менять. Человеческое отношение к работнику не позволит дать ему дополнительную нагрузку, жёстко требовать соблюдение плана, оштрафовать в случае нарушения трудовой дисциплины (например, опоздания) и, наконец, уволить (ведь это означало бы лишить его средств пропитания).
В идеале можно было бы ожидать, что работник, чувствуя, что к нему относятся по-человечески, будет лучше мотивирован к исполнению своих обязанностей. Он будет больше вкладываться в работу, повысит уровень требований к себе, самодисциплинируется. Но совершенных людей нет, поэтому нет и совершенных работников. Будучи грешными людьми, мы склонны делать себе поблажки. Если ничто извне не будет заставлять нас напрягаться, мы будем трудиться менее интенсивно, хотя нам может казаться, что выкладываемся на все сто.
Поэтому выбор у предпринимателя небольшой: или он должен смириться с тем, что его бизнес всегда будет на грани выживания, или начать борьбу за повышение производительности труда, то есть наращивать степень эксплуатации. Если он хочет получить конкурентоспособную цену для своего товара, он должен внедрять у себя те же "прогрессивные" методы работы с персоналом, что и его конкуренты.
Прогрессивность же методов заключается в способности получать от людей максимум, что они могут дать. Работник должен жить работой, только тогда он будет по-настоящему эффективен. Иные сферы интересов оттягивают его внимание, смещают приоритеты и потому - нежелательны. Православный человек со своим тяготением к церковной службе, верностью семье, которая требует большего, чем просто денег, не очень-то удобен. Бизнес сродни войне, и чрезвычайные ситуации тут - обыкновенное дело. Хорош тот работник, что может задержаться, выйти на замену, подежурить в праздник, поехать в командировку. Православная составляющая "портит" работника. Хороший христианин сложен в управлении. У эффективного православного предпринимателя команда не может состоять из глубоко воцерковлённых людей.
Однако низкая цена сама по себе не гарантирует, что товар купят. Покупатель ещё должен как-то узнать о товаре, и не просто узнать, а заинтересоваться им. Совокупное предложение всегда превосходит совокупную покупательную потребность. На полке магазина обязательно стоит несколько однотипных товаров по приблизительно одинаковой цене. Почему покупатель должен выбрать именно ваш товар? Его надо подтолкнуть к этому. Эту задачу решают реклама и маркетинг.
Реклама информирует о товаре. Хитрость состоит в том, что информировать надо тех, кто о товаре не знает, а это значит, что потенциальный покупатель может быть занят чем угодно, но только не поиском вашего товара, а вы ему в этот момент подсовываете свою рекламу. Реклама не может не быть навязчивой. Она должна пробиться сквозь нежелание человека её воспринимать. Если она не будет этого делать, товар будет плохо распродаваться. Чтобы завладеть вниманием, применяются различные уловки, самой безобидной из которых можно считать использование образов, вызывающих положительные эмоции. Это могут быть действительно хорошие образы: семья, добрые взаимоотношения между людьми, милые дети, что-то патриотическое или даже духовное. Но, помещённые в контекст купли-продажи, они будут коммерциализироваться, затаскиваться, терять свою чистоту. Они отныне будут означать, что кто-то хочет получить деньги. Так коммерция убила улыбку: это маленькое чудо, превращённое в часть униформы профессионального продавца, стало знаком интереса не к человеку, а к его кошельку.
Современный мир изобилует рекламой, и её эффективность сегодня невысока. Поэтому реклама практически нигде уже не существует в чистом виде, к ней обязательно добавляется маркетинг. Маркетинг - это действия, стимулирующие продажи. Общая философия тут такова: мало проинформировать человека о товаре, способном удовлетворить его потребность; человека надо превратить из потенциального в реального покупателя, сформировать у него потребность именно в данном товаре. В подобной формулировке всё выглядит достаточно благопристойно. Однако, по сути, продавец искусственно создаёт у покупателя потребность, которая бы иначе, естественным образом, скорее всего, не возникла.
Здесь - манипулирование покупателем, и не только. Хотя теоретики маркетинга призывают выявлять у покупателя реальные скрытые потребности, на практике всё сводится к тому, чтобы увеличить или число сделок, или сумму чека. Ведь задача, которую решает маркетинг, это - увеличение объёма продаж. Для этого надо заставить покупателя купить как можно больше, не считаясь с тем, нужен ли ему в действительности ваш товар. Положив руку на сердце, надо признать, что столько товаров, сколько всего есть на рынке, и не нужно, но в них уже заложены и затраты и ожидание прибыли, и их надо обязательно реализовать. Поэтому продавцы всегда назойливы. Будешь вести себя иначе, тебя ототрут, и ты ничего не продашь.
"Православный" бизнес вынужден следовать общей модели. Православный бизнесмен также борется за увеличение количества покупателей и рост суммы чека. Он размещает рекламу, проводит акции, даёт скидки, устраивает распродажи, оценивает свою успешность по общему объёму выручки. И, побуждая покупателя платить больше, заставляет покупать ненужное. А то и прямо обманывает.
Ушлый современный покупатель, прежде чем купить, полезет в интернет, посмотрит альтернативные предложения, сравнит цены, почитает отзывы. Чтобы продажи шли, отзывы должны быть хорошими. А хорошие отзывы люди оставлять не любят: поругаться, если что не понравилось - это пожалуйста, а потратить время на благодарность способны очень немногие. Поэтому хорошие отзывы приходится покупать, - или просто оплачивая работу агентств, которые занимаются "развитием репутации" компании, или заключая сделки с блогерами, которые "протестируют" ваш товар и напишут положительный отзыв. На самом деле блогер получит товар или услугу бесплатно, что и отработает благожелательной публикацией.
С ценами тоже приходится мухлевать. Что-то должно стоить действительно дёшево, чтобы служить приманкой. Тогда в рекламе можно написать "от..." и поставить привлекательную цену. Дальше включаются различные хитрые механизмы. Например, человек видит, что за малую цену он покупает нечто, настолько функционально урезанное, что подобная покупка попросту не нужна. Но он уже пришёл - или в магазин, или на сайт, и вероятность того, что он что-то купит, стала больше нуля. Ещё хитрее предлагать низкую цену на то, что обычно покупается не само по себе, а в комплексе с другими товарами, и уж они-то продаются по полной цене.
Хороший предприниматель нанимает на работу хорошего маркетолога, который знает все эти уловки. И православный предприниматель тут не исключение. В бизнесе невозможно дистанцироваться ни от продаж, ни от борьбы за эффективность работы персонала.
Возможно, предпринимателей, которые перенимают общепринятые модели управления, можно упрекнуть в слабой вере. Надо полагаться не на маркетинг с интенсификацией производства, а на Бога. Но Бог не будет помогать просто потому, что бизнесмен ходит в церковь, регулярно исповедуется и причащается. Думающего, что благочестие служит для прибытка, апостол Павел называет человеком с повреждённым умом (1Тим 6:5). Бог может дать человеку богатство, если тот способен им правильно распорядиться. Но для этого необходимо воспринимать пришедшие деньги как чужое имущество, данное тебе в управление, и жить по принципу "Бог дал - Бог взял". На это способны единицы. Мало кто может быть среди денег и не увеличить своё личное потребление. Также мало кто способен не хотеть большего. А желающие обогащаться, - по слову апостола Павла, - "впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1Тим 6:9-10).
Обольщение богатством (желание успеха "в делах") приводит к тому, что человек теряет нравственные ориентиры. Следуя православному образу действий в личном поведении, например, общаясь с друзьями или в качестве члена общины при своём храме, бизнесмен принимает совсем другой стандарт, когда речь идёт о его профессиональной деятельности. Бизнес диктует свои правила, и, как мы видели выше, они не согласуются с духом Православия.
Православный предприниматель может оправдывать своё деловое поведение тем, что его бизнес приносит деньги, часть которых идёт на благотворительные цели. Но тогда, получается, он надеется, что приносимая его предприятием прибыль станет инструментом спасения. Господь же сказал: «дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк 10:24-25). Основная трудность состоит в том, что богатство легко становится самоцелью. Нельзя, работая Богу, при этом нарушать Его заповеди. Невозможно приблизиться к спасению, совершая грех. Но предприниматель действует не по-христиански, рассчитывая увеличить свою прибыль, боясь, что иначе ему нечем будет благотворить - и чем же ему тогда спасаться?
К тому же сердце легко прилипает к богатству. Забота о доходах предприятия объясняется не только желанием создать задел для добрых дел, но и стремлением обеспечить свой, довольно высокий уровень потребления.
И человек втягивается в бизнес всё глубже, увлекаясь непрекращающейся борьбой за продажи и принимая общие принципы этой борьбы. Шаг за шагом приходится отказываться от исходных нравственных установок, выделяя бизнес в качестве области, где возможны отступления от нравственного императива. Со временем этих отступлений становится больше. Нравственный критерий размывается, и возникает угроза, что рано или поздно бизнесмен начнёт переносить образ действий, привычный для ведения дел, на другие области своего бытия.
Поэтому православный бизнесмен - вовсе не опора православного общества, а человек, находящийся в сложной духовной ситуации. Подлинное спасение совершается путём, вовсе не связанным с бизнесом.
Елена Суслова "Изменённые покаянием", 2016