От письменной речи - к устной

May 14, 2019 22:16


В начале компьютерной эпохи коммуникация между человеком и компьютером осуществлялась через перфокарты и перфоленты. На смену им пришёл ввод информации с клавиатуры. Нажимая на клавиши, приходится смотреть на экран - для того, чтобы видеть, что у тебя получается, а также, чтобы считывать сообщения компьютера. Потом заговорили о «вторичной визуализации»[1]. Обрабатывать текстовую информацию довольно сложно. Текст надо считывать последовательно, на это уходит значительное время. Гораздо быстрее осуществляется коммуникация посредством картинок. Сообщение кодируется с помощью иконки. Несколько движений мыши или пальцем по сенсорному экрану - и вот уже компьютер понял, что тебе нужно. Но прогресс не стоит на месте. Следующим шагом объявлено повсеместное внедрение голосового интерфейса. Можно управлять компьютером «с голоса» и получать его ответ в виде синтезированной речи.


Переход на подобные технологии кардинальным образом изменит нашу культуру. В первую очередь, эти изменения коснутся такой культурной практики, как чтение. Эти изменения уже происходят.

Между тем, чтение является важной культурообразующей процедурой. Более того, как показывают новейшие психолингвистические исследования, чтение определяет не только сферу коммуникации, но и психотип человека современной культуры.

Фальк Хьюттиг и Мартин Пикеринг в статье «Преимущества грамотности за пределами чтения: прогнозирование разговорной речи», опубликованной 13 мая 2019 г. в журнале «Тенденции в когнитивных науках»[2] предостерегают об опасностях, связанных с развитием человеко-машинных голосовых технологий. Эти технологии позволяют сделать человека пользователем компьютера, независимо от его грамотности. Можно не уметь ни читать, ни писать, компьютер возьмёт эти функции на себя. Ты продиктуешь - он запишет. Надо тебе что-то прочесть - он озвучит. Идеологами подобного нового «большого технологического скачка», конечно, предполагается, что таким образом компьютер сможет помочь беднейшим слоям населения, однако в результате грамотность становится как бы необязательным навыком. Можно представить будущий мир, в котором для того, чтобы коммуницировать, ориентироваться и работать, то есть, чтобы быть успешным, больше не нужно уметь читать. Следует ожидать, что повсеместное внедрение голосовых технологий приведёт к снижению грамотности.

Между тем грамотность несёт преимущества, непосредственно с чтением не связанные. Она влияет на наши языковые навыки, проявляющиеся и в разговорной речи. «Очень важно и своевременно взглянуть на преимущества, через которые чтение проявляется в речи, тем более, что люди, как правило, сегодня читают меньше и иначе, чем раньше», - говорит Фальк Хьюттиг. «Современные навыки создания текстов и чтения в социальных сетях, например, сильно отличаются от коммуникаций посредством традиционных печатных СМИ. Информацию, которую люди привыкли получать из письменных источников, таких как романы, газеты, публичные объявления или даже книги рецептов, они всё больше и больше получают из видео YouTube, подкастов или аудиокниг».

Это не обязательно плохо, поскольку некоторые из общих преимуществ чтения могут быть получены и от прослушивания аудиокниг. Так как аудиокниги также воспроизводят "книжный язык", их прослушивание даёт некие аналоги выгод, которые мы получаем от чтения, -  увеличенный словарный запас, расширенные знания о мире и больший объём краткосрочной ("рабочей") памяти. Чтение развивает такую память, поскольку она важна для отслеживания и сопоставления информации сразу о нескольких объектах на протяжении ряда предложений, абзацев, а часто даже страниц.

Однако есть нечто, что не может дать даже хорошая аудиокнига. Согласно Хьюттигу и Пикерингу, само чтение - фактический физический акт чтения - имеет решающее значение для развития навыка предсказания последующих слов, который переносится с чтения на понимание разговорного языка. Чтение тренирует систему языкового предвидения, хотя порою даже маленькие дети, которые еще не умеют читать, могут предсказать развитие предложения. Если двухлетнему малышу говорить: «мальчик ест большой торт», и при этом ребёнок видит этот самый торт, то слово «ест» он воспримет со слуха, а слово «торт» подставит в конструкцию фразы ещё до того, как его услышит. Прогнозирование поступающей информации полезно, поскольку позволяет обрабатывать её с меньшей нагрузкой и высвобождает ограниченные ресурсы мозга. И, что очень важно, опытным читателям удаётся предсказывать гораздо лучше.

Дети, являющиеся заядлыми читателями, пропускают через себя более 4 миллионов слов в год, в то время как дети, которые мало читают, имеют дело только примерно с 50 тысячами слов в год. В результате те, кто много читает, получают более глубокое понимание значений слов и используют конструкции из большего числа слов с более разнообразными связями между ними. А это помогает лучше предсказывать будущие слова. Если ребёнок читает мало, он имеет меньший словарный запас и менее оформленные представления о словах (о звучании или значении того или иного слова). Способность достраивать предложение у этих детей менее развита. Например, попросив такого ребёнка достроить фразу, начинающуюся со слова «читает», наиболее часто можно услышать «книгу».

Поскольку чтение ведётся в индивидуальном темпе, есть сильный стимул предсказывать предстоящие слова, так как это ускоряет чтение, которое, как правило, намного быстрее, чем слушание. Опытные читатели могут воспринимать целые слова с одного взгляда (глядя глазами на несколько букв одновременно) и, быстро перескакивая взглядом, оптимизируют процесс чтения. В свою очередь, печатные тексты (несмотря на  различные шрифты и чередование строчных и прописных букв) гораздо более регулярны, чем разговорная речь, которая полна несоответствий, неполного произношения слов и речевых ошибок. Эта регулярность письменных текстов помогает читателям формировать прогностические отношения между словами, которые, в свою очередь, также могут быть использованы для лучшего предсказания слов при прослушивании речи.

Нам сложно представить человека, освоившего чтение в давнее время, однако даже само понятие слова - это изобретение книжного ума. Концепцию слова очень трудно усвоить, если вы неграмотный, которому приходится лишь слушать поток звуков речи. Когда неграмотного человека или ребёнка, ещё не научившегося читать, просят повторить последнее слово произнесенного предложения, они, как правило, повторяют всё предложение. На письме же слова чётко выделяются, их разделяют пробелы. Письменные формы делают слова более заметными и точными: читатели лучше осознают, что слова являются устойчивыми языковыми единицами. Хранение в памяти письменной формы слов также помогает сделать разговорные формы слов более очевидными, обеспечивая их предсказуемость в предстоящем потоке речи. А предсказание того, что будет сказано, улучшает качество языковой коммуникации.

«Письменность - это древняя человеческая технология, от которой мы не должны легко отказываться. Обучение чтению и развитие навыков эффективного чтения сохраняют свою важность даже в современном технологическом мире", - заключает Хьюттиг.

Однако следует ожидать, что по мере развития голосовых технологий чтение будет становиться всё более элитарной практикой. С другой стороны, нации, сохранившие массовое чтение, получат дополнительный культурный выигрыш, заключающийся в более структурированном мышлении и быстроте персональной обработки информации.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/3523/20

Социум, Книги, Язык, Знаки времени, Сценарии нашей жизни, Культура

Previous post Next post
Up