Автор: Андрей Карпов
Проблема повышения пенсионного возраста - это моральная проблема. Изменение пенсионного возраста означает коррекцию моральных оснований.
Каково (в самом общем плане) обоснование пенсии? Сын, вошедший в силу, говорит престарелому отцу: тятя, ты уже достаточно потрудился, теперь отдыхай, а я буду работать и тебя содержать. Это отношение проецируется и на общество. Молодое поколение говорит поколению отцов и матерей: вы потрудились уже достаточно, отдыхайте, теперь дело за нами. На уровне социального устройства этот посыл преобразуется в институт пенсии.
Если смотреть с данного ракурса, повышение пенсионного возраста читается так: вы, отцы-матери, поработали недостаточно; придётся вам ещё потрудиться, - мы, ваши дети, не готовы брать вас на содержание. Конечно, это следует интерпретировать как результат определённой моральной деградации. Нынешнее ведущее поколение, к которому относятся и инициаторы повышения пенсионного возраста, несомненно, не чувствует себя нравственно обязанным обеспечить достойный отдых тем, кто уже не может интенсивно трудиться. Почтения к поколению отцов нет.
Да, можно принять в расчёт то, что детей теперь меньше, чем родителей. Родителей двое, а если в семье только один ребёнок, то, получается, одному надо содержать двоих. Это тяжело, но родители от этого не перестают быть родителями. Отказ от заботы о старших всё равно говорит об охлаждении любви.
Однако надо признать, что моральный кризис имеет две стороны. Дело не только в детях, но и в родителях. Почему число пенсионеров на одного работающего растёт? Потому что те, кто собирается сегодня на пенсию, рожали меньше детей, чем предшествующие поколения. Но это - только надводная часть айсберга.
На машинах к девятому мая часто появляются надписи: "Спасибо прадеду и деду за их великую победу". Раньше обходились без прадеда. Писали проще: "Спасибо деду за победу". Но время идёт, и уже не у всякого деда годы жизни пришлись на войну. Однако и сегодня общество помнит тот подвиг и благодарно поколению победителей.
На долю следующего поколения пришлось послевоенное восстановление, создание военной и экономической мощи СССР, ставшего второй мировой державой. Этот труд также невозможно не уважать.
Смена господствующего поколения (ведущего в экономическом и культурном планах) происходит приблизительно каждые 15 лет. И когда ведущим стало очередное поколение, оно решало уже совсем другие задачи. Основной смысловой центр теперь лежал в личной, а вернее, в семейной плоскости. Родителям хотелось вывести своих детей "в люди", дать им образование. Родители копили деньги и снаряжали своих деток из села в город, из провинциальных городов - в столицы. Эта камерная, семейная любовь, конечно же, находила отклик в сердцах детей. Естественное уважение к старшему поколению не было пропитано социальным пафосом, но, несомненно, существовало.
А следующим идёт как раз то поколение, над которым нависло повышение пенсионного возраста. Какую жизненную задачу решало оно? Какие цели перед собой ставило? Первое место занимала забота о личном комфорте и достатке. Именно поэтому рожали так мало: дети плохо совмещаются с комфортом.
В своё время довольно популярна была песня дуэта "Иваси", состоящего из Алексея Иващенко и Георгия Васильева, "Глафира". Стоит вспомнить слова:
Приходи ко мне Глафира, ненароком, невзначай.
Приноси кусочек сыра, ведь без сыра, что за чай.
Ты колбаски два кусочка, а я маслица найду,
В наше время в одиночку не прожить, имей в виду.
Лучше быть сытым, чем голодным.
Лучше жить в мире, чем в злобе.
Лучше быть нужным, чем свободным.
Это я знаю по себе.
Иващенко и Васильев были изводом культуры КСП (Клуба самодеятельной песни). КСП отличала романтика, некоторая возвышенность над бытом, социальная ирония. "Приходи ко мне, Глафира" тоже насыщена иронией, но - уютной, домашней, высмеивающей быт и одновременно принимающей, соглашающейся с ним. В песне звучит торжество повседневности и даже больше - оправдание обывательства. Таков был дух времени.
Но у рассматриваемого поколения была и другая тема. Даже те же "Иваси", в своём домашнем и конформистском ключе, играя словами, пели песню "Про тесто" (первое исполнение - 1987 год).
Ни запретом, ни арестом,
Ни паденьем с Эвереста,
Ни другим подобным средством
Нас уже не запугать.
Будем петь мы повсеместно
Песни гордые про тесто:
Остальное все нечестно,
Не желаем больше лгать!
Такая вот лёгкая ироническая провокация. В то же время у других авторов интонация была более жёсткой. Виктор Цой был чуть помоложе "Ивасей". Хотел ли он того, или не хотел, но его песня "Перемен!" стала гимном тех, кто призывал к переформатированию страны.
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен
Перемен!
Мы ждем перемен.
Перемены последовали, и люди интересующего нас возраста в них активно участвовали. В 1991 году им было около 30-ти лет - это годы наибольшей активности. Плодом этой активности стало разрушение страны: на фоне стремления к личному благополучию страна неизбежно превращалась в расходный материал.
Получается, что поколение, которому первому придётся идти на пенсию позже, можно охарактеризовать как тех, кто выбрал жизнь для себя (а не для других) и порушил страну. Впрочем, пренебрежение ценностью государства является закономерным следствием личного эгоизма. Совокупные результаты деятельности представителей этого поколения если и можно назвать впечатляющими, то только со знаком минус. Сказать "вы хорошо потрудились, а теперь мы продолжим ваше дело" в их адрес довольно сложно. Основание, на котором зиждется уважение к старшим, оказалось подорвано.
Таким образом, то, что именно на данном поколении реализовалась угроза повышения пенсионного возраста, закономерно и по-своему справедливо. Это не оправдывает охлаждения любви, лежащего в основе этой сомнительной оптимизации, но объясняет его. Если каждый настроен только брать от общества, то у общества просто не останется фондов, из которых оно сможет что-нибудь дать - как в финансовом отношении, так и в моральном. Моральному износу на уровне общества предшествует моральный износ на личностном, индивидуальном уровне.