Авторы: Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И.
В ходе герменевтического анализа медиатекстов о школе и вузе 1920-х - первой половины 1950-х годов авторы статьи приходят к выводам, что советский кинематограф, опиравшийся на коммунистическую идеологию:
- в 1920-х годах по большей части стремился изобразить детей, подростков, молодежь принципиальными идейными борцами (показывающими пример многим отсталым по взглядам взрослым) за советскую власть и атеизм, за укрепление пионерского движения, за спортивные рекорды; борцами против разного типа врагов, неграмотности и беспризорности, а не обычными школьниками, поглощенными учебным процессом и беззаботными играми;
- в 1930-х - начале 1940-х годов преимущественно показывал школьников борцами: 1) с диверсантами и иными врагами народа; 2) с немецкими оккупантами; 3) с нерадивыми и зазнавшимися учащимися;
- во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х выдвинул на первый план наиболее мягкий «борцовский» вариант сюжета (с нерадивыми и зазнавшимися учащимися);
- к середине 1930-х годов сформировал экранный образ идеального учителя, верного проводника коммунистической доктрины, уважаемого государством и обществом человека, умелого профессионала своего дела;
- использовал стереотипные сюжетные ходы, ролевые и гендерные характеристики персонажей фильмов на школьную тему, не стремясь при этом к психологической глубине повествования.
Полный текст исследования:
http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2801&Itemid=11