автор: И.П. Корзун
Трагическое противоречие между Разумом и Природой, как и вопросы смерти и бессмертия, свободы и счастья, технизации, справедливой организации социальной жизни, деградации личности, вакуума ценностей... похоже, не волнуют нас. Утрачивается стремление к сознательной жизни, само удовольствие познания, способность спрашивать... И нет уже на вершинах власти серьезно мыслящих людей, более того, "во главе случайные люди, чуть ли не отбросы общества" (Дм. Галковский).
А корни подобного положения уходят в состояние просвещения, образования, которые своими, так сказать, руками (соглашательством, бездействием) "задушили в подворотне"... "У нас 2-3 ученика работают в классе, остальные отбывают время," - говорит учитель столичной школы. - Но, если ставить оценки, исходя из знаний, школы опустеют". (Как утверждают специалисты, коэффициент усвоения знаний в школе составляет сегодня 3-7%). "Если соотнести усвоенные знания с нормативным объемом, то 90% нынешних студентов надо выгнать". К такому выводу приходит автор книги "Интеллектуальный слой в советском обществе" С. Волков. Наши интеллектуалы, как отмечают авторы другой книги ("Мыслящая Россия") - "творцы информационного мусора"... Так не пришло ли время "России снова сесть за гимназическую парту и учиться?"
Сравним, кстати, сказанное с положением дел в классических гимназиях вековой давности. Об одной из них, в Новочеркасске, ее воспитанник Алексей Лосев, вспоминал "с любовью и трепетом (!) до последних своих дней". А как иначе, если в ней процветали литература (от Данте до Чехова и Метерлинка), философия, древние и современные языки, математика, астрономия, музыка. Знания, по словам ученого, преподносились на высочайшем уровне, складывались с годами в строгую систему, позволившую ему четко осознать, в конечном счете, свою научную будущность... На этом фоне логично было появление в начале 20 века богатейшего "урожая" людей мощного и утонченного ума, высочайшей, универсальной культуры. Как и разнообразие духовных, интеллектуальных течений, систем спасения мира и человека, сумасшедший интерес к лекциям, дискуссиям, беседам на мировоззренченские, религиозно-нравственные темы. А массовое движение народных правдоискателей, поражающих природных умом, интуицией!.. Прошло более ста лет, и какой культурный, духовный, интеллектуальный застой, какое отсутствие морального беспокойства, исканий! (Мамардашвили говорил о первобытном состоянии нашей общественной жизни).
"Крестьянские дети зимой по вечерам, когда скучно и спать не хочется, ловят тараканов и отрывают им ножки, одну за другой... Милая забава..." Эта "милая забава" ассоциировалась для М. Горького, автора цитаты, с сильнейшим, по его словам, врагом - тяжелой русской глупостью... Сегодня, как было уже замечено, у нас другая "забава" - игра на понижение. И, действительно, это похоже на эпидемию: никто не хочет уступать, показаться умнее. Особенно, в среде бюрократии, власть придержащих. Естественно, врагом номер один оказывается знание. Его первым бросают под каток. Оглупление становится, едва ли, не госзадачей... А ведь глупость, невежество - преступление против жизни. Как соотносятся они с утверждением, что мы, люди, причастны к Разуму, понятию космическому, инструменту познания Вселенной и самих себя? Как уживаются с требованием времени - интеллектуализацией жизни?
У Гоголя глупость есть условие пришествия в мир темных сил, ухода из него Бога и прихода дъявола. Ну, а Л. Толстой был убежден, что 90% всех преступлений осуществляется людьми исключительно по глупости. "Человечество погибнет от глупости" - не без основания пророчествовал А. Зиновьев. (Стыдно, что приходится касаться этой темы в стране, отнюдь не обделенной людьми, мыслящими смело, глубоко, разносторонне и оригинально, людьми, "возбуждающими к правде". Вспомним Пушкина, Толстого и Достоевского, Гоголя и Чехова, Герцена, В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, В. Вернадского, А. Платонова. А. Солженицына и А. Зиновьева, М. Мамардашвили и И. Бродского... Продолжать можно долго. Кстати говоря, русская христианская философия могла бы оказать решающее влияние на судьбы цивилизации и не ее вина, что оказалась невостребованной, по большому счету, ни дома, ни в мире.
По словам Достоевского, лучше быть несчастным, но знать, чем счастливым и жить в дураках. Мы, похоже, предпочитаем второе. В результате, рискуем проснуться однажды в стране дураков... Замечено было, что мы "ленивы и нелюбопытны", следовательно, чтобы поумнеть, нам необходимо некое сверхусилие (скажем, подобно известному персонажу, вытащить себя за волосы из болота). Оно того стоит - что может быть ужасней дураков, погубивших Россию?!. Разум, знание спасут нас, если мы спасем их работой, силой воли и сердца. Осознанием, наконец, что мы - русские!
Полный текст на сайте:
http://culturolog.ru/content/view/2681/67/