Детская музыка Д.Б. Кабалевского

Oct 19, 2016 23:06



Евгений Широков, "Портрет композитора Д. Кабалевского", 1967

В истории детской музыки имя Д.Б. Кабалевского занимает одно из самых почётных мест. Действительно, немного встречается композиторов большого масштаба, для которых детская тема имела бы такое стратегическое значение, присутствовала в творчестве на протяжении всей жизни, выражалась бы как в сочинениях, адресованных детям непосредственно, так и в качестве тематического акцента в произведениях совсем другой направленности. Об этом пишут все исследователи, которые обращаются к изучению его творчества. Тем не менее, тема детства для Д. Кабалевского представляется осмысленной в музыковедении не в полной мере. По словам Л.И. Ройзмана: «Мы мало думаем о музыке для детей. Если же видный композитор уделяет ей внимание, наша критика часто недооценивает работы такого рода и проходит мимо них» [1, с.119]. В связи с этим, целесообразно обратиться к детским сочинениям Д. Кабалевского ещё раз.

Круг таких опусов очерчен во многих работах. Однако имеет смысл указать важнейшие сочинения и в настоящей статье.

Детская музыка Д. Кабалевского - огромный массив сочинений разных жанров. Здесь несколько десятков песен, среди которых много шлягеров, сохраняющихся до сих пор в живой практике детского музицирования: «Школьные годы» (сл. Е. Долматовского), «Наш край» (сл. А. Пришельца), «Артековский вальс» (сл. В. Викторова), «Песня дружных ребят» (сл, Ц. Солодаря) и другие. Множество инструментальных пьес, в т.ч. фортепианные сборники «Из пионерской жизни», «30 детских пьес», «24 лёгкие пьесы», «В пионерском лагере», «35 лёгких пьес», две сонатины, несколько вариационных циклов; пьесы для скрипки и фортепиано, мажоро-минорные этюды для виолончели. В наследии композитора есть также сочинения для детского хора, среди которых присутствуют как миниатюры, циклы миниатюр, так и крупные сочинения с участием оркестра: музыкальное представление «Парад молодости», кантаты «Песня утра весны и мира», «Ленинцы», «О родной земле». Необходимо назвать собственно оркестровые опусы: «Фанфары ИСМЕ», Концерты для фортепиано с оркестром №3 и №4, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром №1, Рапсодию на тему песни «Школьные годы» для фортепиано с оркестром. Следует упомянуть присутствие детской темы и детского хора в самом масштабном сочинении композитора - «Реквиеме» на стихи Р. Рождественского. В той или иной степени, детские образы нашли место в операх «Семья Тараса», «Сёстры», оперетте «Весна поёт», в киномузыке...

Естественно возникает вопрос: почему такой значительный композитор, каким является Д. Кабалевский, создавший много «взрослых» произведений, признанных выдающимися в контексте своего времени (вспомним оперы «Кола Брюньон», «Никита Вершинин», 4-ю симфонию, 2-й виолончельный концерт, 2-й струнный квартет и другие), столько сил и времени уделяет теме, которая присутствует у очень многих великих мастеров прошлого и современности, но всегда как линия оттеняющая, вспомогательная, возникающая как интермеццо творческого процесса.

Полный текст статьи:
http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2405&Itemid=11

Музыка

Previous post Next post
Up