В последнее время стало модно заниматься возрождением традиций. Это, как говорится, тренд. Быть в тренде означает не только быть молодцом, но и возможность оказаться на хорошем счету у начальства. Поэтому возрождением традиций не только занимаются, но об это ещё и говорят, и чем больше, тем лучше.
Однако здесь возникает перфомативное противоречие. Подобный подход к возрождению традиций миру традиции чужд. Он продолжает отрицать традицию, и вместо возрождения лишает её последних жизненных сил.
11 июля в селе Крылово Осинского муниципального района Пермского края прошел неординарный турнир(так он назван в
официальном анонсе) «Веселый коровяк».
Вот как это подаётся: «Организаторы праздника «Веселый коровяк» ставят перед собой цель содействовать возрождению российской деревни, ее традициям, уважению к ее истокам, популяризировать богатейшее культурное наследие и современное творчество Пермского края среди жителей и гостей Крыловского сельского поселения». Праздник вписан в региональную программу, которая реализуется под эгидой Министерства культуры Пермского края.
Центром праздника, давшим ему название, является конкурс по метанию сухих коровьих лепешек. Это, так сказать, изюминка на торте, а весь торт - это забавные соревнования и конкурсы, тематически связанные с сельским хозяйством, среди которых - гонки на мотоблоках, бег с садовыми тележками, бег с коромыслами.
Посмотреть на всё это съезжаются туристы, которых в прошлом году было аж полторы тысячи человек. Это позволяет проводить сельскохозяйственную ярмарку.
То есть главное - коммерческий интерес. Который поддерживается культурной программой, для приличия включающей концерт, а в этом году (в честь 70-летия Победы) - и показ литературно-музыкальных композиций, посвященных труженикам тыла. Но не это обеспечивает приток публики, а разные забавы… И если где-то бегают с бревнами и кидают на дальность мобильные телефоны, почему у нас нельзя бегать с коромыслами и кидать коровьи лепёшки?
Как подобные мероприятия связаны с туристическим бизнесом - понятно. Как они способствуют возрождению традиций села - не очень. Посткультура, конечно, может принести деньги, но она не может вернуть смыслы. Наоборот, посткультура стимулирует дальнейшее разложение и смешение смыслов. Успешность жизни села оказывается в зависимости от того, как много людей оно сможет привлечь на свои «неординарные» развлечения.
Традиция - это жизнь внутренними смыслами, а тут смысл пытаются вывернуть вовне. И это - весьма типично. Поскольку заявить о возрождении традиции просто, несложно также воспроизвести этнографические элементы, присущие традиции, но где взять утраченное мировоззрение?
Борис Кустодиев "Деревенский праздник", 1914