О возможных путях сохранения и развития в человеке собственно человеческого

Jun 22, 2014 20:13

Автор: Константин Белов

У философа, вернее - у всякого гуманитария - должно быть понимание 1) главного о человеке (о сущностных его свойствах) и 2) главного об особенностях жизни в то или иное историческое время.

Указывая на сущностную (родовую) особенность человека - особенность, через которую он отличен от всего прочего живого - на его аналитическое сознание, - должно отметить такую тонкость про это сознание, как способность/наклонность некоторых думать/чувствовать о действительности, много более совершенной чем та, которая есть на сейчас.

Про эту специфичность сознания некоторых у Макса Шеллера сказано так: для их помышлений, чувствований "характерен колоссальный избыток фантазии".

Фантазирует же человек - если он уже собственно человек, то есть если в нём ярко выражено (= преобладает) духовно-интеллектуальное начало - мечтает он всегда о Всесилии, Всезнании, Бессмертии.

И мечтание об этом прекрасном триединстве, об этом Абсолюте - оно рождается в уме/душе человека в моменты непосредственного созерцания всего Естественно-Природного... или же тогда - и в этом случае мечтание об Абсолюте бывает ещё страстнее - ещё томительнее! - когда бесчисленноликое Природное является нам - вдруг! - в наших воспоминаниях.

Нет, не вдруг припоминается нам Природное: оно оживает в нашей памяти всегда неизменно - это всегда то есть помимо нашей воли! - вот в каком смысле сказали мы здесь "вдруг припоминается"! - встаёт Природное в нашей памяти в моменты наших многих недовольств всем тем, что нам лично - и человеку вообще! - удаётся реально достичь/содеять.

У Лермонтова в стихотворении "1831-го июня 11 дня" есть такие вот строки: "И мысль о вечности, как великан, // Ум человека поражает вдруг, // Когда степей безбрежный океан // Синеет пред глазами; каждый звук // Гармонии вселенной, каждый час // Страданья или радости для нас // становится понятен, и себе // Отчёт мы можем дать в своей судьбе".

А каков он, этот отчёт, бывает у человека? Или же он не бывает (то, значит, одним, то ещё там каким-то, - своеобразным то есть по тому или иному субъекту) - а всегда этот отчёт есть - есть он для всех нас один и тот же по своему содержанию!

Вечная гармония... Нескончаемое, вольное бытие всего прекрасносущего... Ради достижения/установления этого - все наши старания/страдания. И через это же всё - все наши собственно человеческие радости.

Да, самое верное - истинное! - понимание человеком своего предназначения в мире - оно даётся ему через его эстетическое чувство. Натуры глубокие - натуры, в ком аналитический ум счастливо соединённым бывает со способностью к поэтическим чувствованиям (то есть к уловлению в реальности элементов идеального, = безусловного, = безотносительного и к мечтаниям об претворении всего социального в гармонично... нет, нет, - хотя бы... хотя бы только в не очень болезненно противоречиво устроенное) - те из нас, кто суть натуры именно такие, несчётно много раз - во все времена и во всех землях - высказывались они об исключительно значимой роли эстетического (а прежде всего - красоты) в жизни человека. Строить жизнь по красоте, говорили нам, это значит строить её по Истине и Добру. Ведь что есть красота? А это есть всё то, что есть бытийно устойчивое, то есть противоположное несуществованию, небытию. Милее же, дороже, прекрасней Жизни - ничего другого не знает человек.

Любимый ученик Будды, Ананда, однажды спросил учителя: "Правда ли, что красота составляет половину нашей жизни?" - "Не говори так, Ананда! Красота - это вся наша жизнь".

"Вся наша жизнь" - это не в том смысле, что кто-то обладает красотой, что чья-то жизнь преисполнена ею. Нет, Будда говорит о том, что вся наша жизнь есть стремление к красоте.

У Аристотеля читаем: "Поэзия философичнее истории". В историях, говорит он, повествуется о том, что было. Поэт же размышляет в своих писаниях о том, что могло бы быть, а ещё больше о том, что должно быть. Должно быть по человеческим идеальным представлениям.

Вспомнилось сейчас вот ещё и из Библии - близкое по мысли к тому, о чём говорится у Шекспира: "Царство божие - внутри нас".

Ну, а если его, этого рая высоких мыслей/чувствований, в ком-то и в помине нет? Как им-то жить, этим несчастным?!

Как?

На этот вопрос - миллионоголосо задававшийся вопрос! - один средневековый монах-англичанин ответствовал трезвейше и усмешливо: "Одним жизнь даётся в радость, другим же - в терпение её".

Вот и всё, что нашлось у этого монаха сказать про все наши многие премудрствования об этом, значит, нашем уделе человеческом.

Но в усмешливости этого трезвомысленника можно, однако, уловить... уловить и что-то похожее на печальное сочувствие ко всем духовно обделённым, - вы согласны с этим нашим примечанием?

У Льва Толстого о главенствующем - предопределяющем всевозможные жизненные коллизии - конфликте и о существе писаний обо всём человеческом выговорилось однажды - чуть косноязычно, но как наиверно, как умнейше! - вот что: "Основной конфликт писания - конфликт поэзию чувствующего и нет".

Отчего же это такой почёт поэзии?

Статья полностью - по ссылке: http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1638&Itemid=5

Человек

Previous post Next post
Up