Время от времени всплывают новости об очередном культурном предательстве. То одно, то другое учреждение культуры, по задумке призванное заботиться о развитии и укрепление культурной среды вдруг совершает эдакий прыжок в бескультурье. Особенно обидно наблюдать подобное в отношении структур, существующих уже давно, ещё с советской эпохи, и имеющих заработанный в те годы статус и имидж учреждения настоящей культуры.
Но вот эпоха сменилась. Культура в классическом её понимании стала мало кому интересна. Или - не так? Может быть, сами работники культуры утратили в неё веру? Не сумели найти способ работать с аудиторией в новых условиях… Не смогли найти в себе духовные силы противостоять накатившему валу пошлости и безвкусицы… Опять-таки - рынок. Всем требуется финансовая успешность. А порок, как известно, продавать гораздо проще, чем добродетель.
И выставочные залы, музеи и библиотеки начинают выворачиваться наизнанку, в погоне в погоне за современностью, обещающей и публику, и выручку от продажи билетов. Пожалуй, стоит фиксировать наиболее яркие случаи такой «адаптации», выносить то или иное имя на доску позора, чтобы у наших слишком адаптировавшихся деятелей культуры был хотя бы повод устыдиться того, что они творят.
Н. П. Богданов-Бельский "Ученицы (За чтением)", 1901
В качестве первого опыта на доску позора помещается Самарская областная универсальная научная библиотека. Обратим внимание на слово «научная». Легко представить, что должно заботить сотрудников научной библиотеки. Представляется, что коллектив библиотеки должен трудиться ради сохранения и пропаганды среди населения Самарской области научных знаний. Подобная библиотека, по идее, должна быть областным центром обмена научной информацией. Однако заниматься наукой - слишком сложно, да и неблагодарное это дело. Массовости достичь практически невозможно. Поэтому самарские библиотекари решили модернизировать свою деятельность. При библиотеке открылась галерея «Новое пространство». И в этом «новом пространстве» дух современности может дышать чем хочет.
Вот, например, планируется открытие межрегиональной выставки авторского комикса. Ну ладно, дали бы стыдливо площадку, а сами в сторонку. Так нет, библиотека пропагандирует эту выставку как только может. Какое отношение комикс имеет к науке? Да никакого. Комиксы будут самые разные - и ориентированные на детей и, как культурно сказано на сайте библиотеки, на «взрослые» темы. Детство и порнография (или, простите, эротика) в одном флаконе. Ожидаются мастер-классы авторов комиксов и даже пройдет телемост (цитирую) «с популярными интернет-деятелями из Краснодара «Лера-Валера».
Взявшись за демонстрацию подобного «культурного» явления, библиотека вынуждено начинает говорить на соответствующем языке, вернее, сленге, и, таким образом, автоматически становится центром распространения «новой» культуры. Кто-то ведь разместил на сайте библиотеки типичный лозунг-маркер культурных разрушителей: «самое главное в этом виде искусства не сюжет, не картинка и даже не текст, а авторское послание, которое художник вкладывает в свое произведение». И ничего, от стыда не задохнулся. Теперь научная библиотека пропагандирует «авторские послания», а не научные тексты. И оправдывает это. В конце анонса выставки помещена «Справка», которая начинается так: «В советскую эпоху бытовал стереотип, что комиксы - это замена книг для тех, кому чужда «настоящая» литература». Теперь, мол, со стереотипом покончено. Покончено и с авторитетом Самарской областной научной библиотеки.
Источник:
http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1714&Itemid=20