На пути к постчеловечеству

Apr 12, 2013 10:04


Опубликовано на сайте eotperm.ru

Рубрика: Культурный фронт

Символами новой культурной политики, реализуемой Маратом Гельманом в Перми, стали постмодернистские  арт-объекты - «красные человечки»,  буква «П», «жук-скарабей», «айконмэн» и др.  Подбор и установка этих объектов происходит вопреки мнению жителей города и напоминает агрессивное вторжение в городское пространство инородных объектов.  В последние месяцы активно распространяется информация о пополнении этой коллекции коллективного гельмана двумя новыми экземплярами - «сердцем города» и «красными кентаврами».  Феномен формирующейся в Перми постчеловеческой реальности становится все более очевидным.




Планируемый к установке арт-объект - “сердце города”


Арт-объекты, которые устанавливаются на улицах города, не ограничены только самим изделием. Они включают в себя процесс подготовки (объекта нет, а информация в СМИ уже есть),  открытия (театрализованное представление), информационного сопровождения, обсуждения (скандальные отзывы и заявления ценятся выше, чем позитивные).  В создании подобного произведения участвует не только художник, но и те, кто просто интерпретирует его творчество, ругает, ссылается или взаимодействует с ним и т.д.  Т.е. все это представляет собой определенную технологию, которую запускает куратор проекта, в Перми отбор арт-объектов происходит с подачи Гельмана.  Чтобы не включаться в этот технологический процесс, я не буду заниматься оценкой художественной составляющей этих объектов, интерпретацией образов и т.д.  Меня интересуют два основных аспекта, которые выходят за рамки арт-технологического цикла: мнение горожан и «объективный смысл» произведений пермского паблик-арта в их совокупности.




При планировании и установке арт-объектов мнение горожан не учитывалось, решения принимались узким кругом лиц, заинтересованных в продвижении этих объектов. Гельман говорил периодически, что эти нововведения поддерживает большинство жителей, которые будут защищать арт-объекты, когда лоббисты этих проектов покинут город.  Таким образом, Гельман пытался включит в арт-механику сегмент общественного мнения, но ему это не удалось. Слишком очевидно было неприятие большинством подобного творчества, да и механизм принятия решений коллективным  гельманом разрушал самые последние иллюзии широкой общественной поддержки. Опрос, который был проведен активистами движения «Суть времени» в 2011 году, в целом, подтвердил, что отношение пермяков к паблик-арту весьма неоднозначное:










Такое отторжение и возмущение жителей города по поводу новых арт-объектов является одной из самых основных претензий к инициаторам создания и установки этих изделий на улицах города.  И судя по недавним заявлениям, которые сделал Гельман  после продления с ним контракта, он продолжает (уже на новом уровне) попытки встроить элемент общественного мнения в  свою арт-механику.

«Когда культурная политика начала меняться, пермяки, с одной стороны, стали сочувствовать Паблик арт программе, почувствовав угрозу проекту, а с другой, предъявляли претензии, что с ними при выборе арт-объектов не посоветовались», - объяснил директор Музея современного искусства Марат Гельман. Он не исключил, что гости фестивального городка смогут проголосовать за понравившиеся проекты. После «Белых ночей» Музей PERMM, опираясь на мнение горожан, решит, какие арт-объекты будут установлены в городе.

Вот таким странным образом (через голосование посетителей фестиваля за уже отобранные кем-то проекты), он хочет легитимировать  установку арт-объектов в городе. Но вопрос не в отдельных объектах, а в стратегии развития культурной политики.  Если  действительно (а не на словах) опираться в формировании стратегии на большинство жителей города, то имеет смысл изначально спросить их мнение. Вот что нам, в 2011году, отвечали люди на улицах:




Исходя из этого результата, можно сделать вывод о том, какие памятники жители города хотят видеть на улицах города. Считаю, что из этих ответов вырисовывается очевидная стратегия дальнейшего развития культуры города и края. Большинство жителей города гордятся прошлым страны, выдающимися гражданами Перми, верят в труд, подвиги, развитие и хотят, чтобы эти их чувства и мысли были воплощены в визуальных формах на улицах города. В противоположность этому, последние 4 года в большинстве случаев устанавливаются арт-объекты, которые пользуются поддержкой меньшинства.  Какие же  чувства и мысли через установку этих арт-объектов навязывает большинству жителей города  коллективный гельман?  Давайте попытаемся увидеть за пределами этой арт-механики и  карнавала форм единый феномен. Именно  через арт-объекты мы можем уловить очертания того нового мира, в который нас призывает или даже впихивает коллективный гельман. Посмотрите внимательно на самые известные арт-объекты, установленные на улицах Перми.
















Что мы видим? Перед нами проявляются очертания нового мира, который наводняют  «красные человечки», жуки-скарабеи, айконмэны, гигантские фрукты и буквы,  уже на подходе «красные кентавры» и не человеческие - постчеловеческие, по сути органы («сердце города»).  Все вместе - это  постчеловеческий мир, в котором человеку нет места.  Эти арт-объекты образуют единый феномен, который демонстрирует нам траекторию движения от человека к постчеловеку. На этом пути будут отброшены смыслы и идеалы, как они отбрасываются во многих произведениях на выставках Гельмана. Человека будет невозможно отличить от животных и вещей, зачатки чего мы уже наблюдаем в нашем городе (акция «женитьба на айфоне»). Человек  дробится на отдельные части тела, которые начинают приобретать самостоятельное значение, исчезает понятие пола и возраста, разрушаются моральные нормы и принципы, подлинная реальность замещается суррогатами.   Задайте себе вопрос: хотите ли вы жить в этом  активно формирующимся на западе постчеловеческом мире? Хотите ли вы стать его столицей? Результаты опроса показали, что выраженный в арт-объектах постчеловеческий мир вызывает у людей отторжение.  Жители видят в истории и культуре России фундамент для развития,  продолжают верить в силу труда и героического подвига. И это та стартовая площадка, с которой мы сможем отстоять Человека и поднять его на новый исторический этап развития, как когда-то наши предки защитили его в Великой войне и вывели к новым - Космическим горизонтам.

Никита Федотов

Культурный фронт, Суть времени, Пермь, Гельман

Previous post Next post
Up