В праздничные дни телевизионная программа передач просто пестрит разного рода шоу. Самые популярные и гламурные за минувший год персонажи мелькают с усиленной частотой. В новогодние праздники телекарнавал достигает своего апофеоза. Еще больше глума, еще больше гламура, еще больше попсы... «Шоу должно продолжаться!» И оно продолжается, выплескивая суррогаты человеческих качеств и отношений в социальную реальность. Повседневная жизнь постепенно становится одним большим шоу, где люди стремятся «заработать миллион», получить «минуту славы» и «построить любовь».
Рыночные реформы превратили телевидение в один большой рынок, где людям на подсознательном уровне навязывают новые потребительские товары и «культурные продукты». Но это лишь верхний слой сложной проблемы, где коммерциализация культуры не основная причина деградации и регресса в культуре. На более глубинных уровнях, информационное воздействие на человека становится инструментом воздействия на культурную матрицу народа. И в этом контексте телевидение необходимо рассматривать как главное информационно-психологическое оружие. На что же направленно это оружие? Оно направленно на трансформацию нашего культурного ядра. Один из советников президента Б. Ельцина Анатолий Ракитов писал в начале 90-х годов:
«Было бы очень просто, если бы переход к этой (западной) цивилизации и этому рынку осуществлялся в чистом поле. Ведь переход от нецивилизованного общества к цивилизованному куда проще, чем смена цивилизаций. Последнее требует иного менталитета, иного права, иного поведения… Подобные радикальные изменения невозможны без революции в самосознании, глубинных трансформаций в ядре культуры».
Трансформация в «ядре культуры» была необходима политическим элитам для интеграции в западную цивилизацию, которую российские СМИ изображали как царство материального изобилия и свободы (создавался медийный миф). Рыночные реформы сопровождались формированием на ТВ новых социальных моделей поведения: конкуренции, борьбы за прибыль, частной собственности. Эти новые модели поведения входили в жесткий конфликт с осевыми феноменами русской культурной матрицы: «соборностью», коллективизмом, нестяжательством. Несмотря на мощный и долговременный информационный удар, культурное ядро народа сохранило свою целостность и независимость, что подтверждают результаты двух масштабных социологических исследований
АКСИО 1 и
АКСИО 2. Сегодня атаки на культурное ядро только усиливаются, а запас прочности постепенно исчерпывается. Враг с особым усилием бьет по самому дорогому и беззащитному - по сознанию детей.
Социально-психологическое исследование, сделанное на основе тысяч детских рисунков, показало, что большинство детей мечтает о профессиях, связанных с шоу-бизнесом, грезит о высоких материальных стандартах жизни, находится в футурологическом вакууме. Исходя из таких результатов, можно сделать вывод, что подрастающие поколения некритически впитывают агрессивно навязываемые через СМИ «рыночные модели поведения». В этой связи вспоминается восточная мудрость: «хочешь победить врага - воспитай его детей». Если люди не увидят и не поймут, что идет война (культурная, информационно-психологическая и др.) и не мобилизуются на защиту, то, русская культурная матрица, обеспечивающая развитие и единство страны, будет уничтожена. Это приведет к трансформации культурного ядра на западный манер, с их ювенальной юстицией, однополыми браками,
легализацией педофилии.
Культурная война требует от нас
мобилизации всего нашего культурного потенциала. Культура - это мы!