Вослед Дню памяти жертв политических репрессий

Oct 31, 2018 14:20

Вчера в России в очередной раз отмечали День памяти жертв политических репрессий в СССР. У властей на местах, к счастью, хватило ума не препятствовать гражданам в организации печальных церемоний. Хотя день этот вроде бы признан государством, а разные начальнички периодически бывают замечены среди участников, очевидно, что власти в последние годы его в лучшем случае терпят.

Причина довольно понятна: ведь память о жертвах означает как минимум краткий миг самоотождествления с ними. Но чиновникам такое не по душе. Им оказалось проще и психологически удобнее переосмыслить старый гулаговский принцип «Умри ты сегодня, а я завтра» в духе «Кто первый умер - грех на том, / А мы последние умрём». Отождествить себя с жертвою - значит невольно задаться вопросами вроде: «Как такое стало возможно?» или «Что сделать, чтобы такое не повторилось?» Но в начальственных головах такие вопросы не в чести. Оттого и нет пока массовых демонстраций с портретами погибших от государственного террора - наподобие тех, что проходили в рамках акции «Бессмертный полк». Одно дело - чествовать погибших в борьбе с внешним врагом, а другое - от рук свирепой Родины. Значит, начальнички и вправду в глубине души до сих пор ощущают себя наследниками некоей могучей корпорации - и неважно, что она разлагается, как и весь нынешний госаппарат.

У этой застарелой болезни нет простого и лёгкого лечения - только просвещение. В качестве первой возможной меры - попытаться найти сведения о предках и родственниках самих чиновников, погибших от политических репрессий, и принести им копии этих документов. Когда это произойдёт не раз и не два, то, не исключаю, что-то сдвинется в их сознании.

скорбный свиток, чиновничья неуклюжесть, бегающий взгляд, устные ответы чиновников, устная речь охранников, молчание и умолчание

Previous post Next post
Up