Гип-гип-ура! Наконец-то вышел в свет в русском переводе известный трактат:
Финк Е. Основные феномены человеческого бытия / Пер. с нем. А.В.Гараджа, Л.Ю.Фуксон. М.: Канон-плюс, 2017. 432 с. ISBN 978-5-88373-057-2.
В основу книги лёг лекционный курс, прочитанный
Евг. Финком. Ключевая мысль автора заключается в том, что существует 5 основных
(
Read more... )
прошел по приведенной в вики ссылочке на фрагмент в переводе Гараджи. Ну, что я могу сказать? из моего нынешнего состояния сознания такого рода размышления воспринимаются как своего рода поэзия. но чем меньше поэзия имеет отношения к реальности (точне, к актуальным лично для меня переживаниям реальности), тем она скучнее. Ладно, оставим в стороне разделенность человека на два пола. Ну, не имел господин Финк опыта рефлексии в этом отношении такого, какой сейчас школьники даже имеют некоторые. имел зато богатый культурный багаж красивых клише. ну, хорошо: два пола, напряжение между ними, тоска по утраченной половине бытия - красивая сказка, годная мифологическая схема. «Жизнь, посторонись! Не до тебя нам, миф ваяем!» Если это допущение нужно для того, чтобы яснее проиллюстрировать мысль о том, что переживание оргазма - это такое данное человеку в чувственном опыте переживание вечности, можно пойти на это допущение. Про вечность в объятии - красивая у Финка мысль.
Потом вдруг возникает на моем пути явное с моей точки зрения богохульство на предмет того, что «разум бога не знает...» и далее преречисление всего того, в связи с чем о Боге или о богах обычно человек только и вспоминает. Зачем такой Бог? И как можно мерять божественность человеческим опытом, когда никто из нас божеством не был и такого опыта не имеет? Тут допускает автор ту же логическую ошибку, о которой предупреждает читателя в том же абзаце. Только с другой стороны. Ну, допустим, нужен ему зачем-то такой убогий бог в качестве недочеловека. Ну, не знал он еще про искуственный интеллект, а то бы взял его в качестве примера сознания, лишенного опыта бытия, а так приходится обеднять понятие божественности. Ладно, Бог - не человек, прощает и не такое, читаем дальше.
Но когда я встречаю фразу «Ни животное, ни бог играть не могут», я уже не могу придумать мыслителю никаких оправданий, если он живет в 20 веке. Это какое-то колоссальное невнимание к животным, к собственному опыту и к жизни вообще! Даже если у него никогда не было своей кошки или собаки, сложно представить, что европеец-горожанин вообще никогда не видел, как ведут себя животные. Вот почему Хейзинга видит, что животные играют, и через их игры объясняет игры людей, как через более понятный, более очевидный пример игрового поведения, а Финк не видит?! На этом мое терпение кончилось, и читать я бросил.
Вообще, прямо даже обидно, что у Гуссерля такой ученик! Потому что, как по мне, это такой, даже не шаг, а прыжок назад по сравнению с феноменологической редукцией, что как-то даже неловко это все читать. Как авторские отступления в художественной литературе 19 века. И то, у ряда авторов того времени гораздо больше понимания жизни и этого самого здесь-бытия, чем в этом тексте.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment