Aug 20, 2011 02:00
Как известно, согласно традиционным религиозным представлениям, смена социального статуса (напр., в момент совершения брака) делает участника этого процесса лёгкой добычей для злых сил. Так, лицо невесты для защиты от злых духов или от сглаза закрывалось фатой. Зато потом можно уже всем демонстрировать молодую жену с чувством законной гордости.
Но кто сказал, что подобный подход присущ лишь обывателям с мелкими потребностями их житьишка? Государственная власть нуждается в таком деликатном к себе отношении ничуть не меньше.
Из циркуляра Главлита «Краткая инструкция. Перечень по охране государственных тайн в печати» (август 1930 г.):
«В печать пропускать можно: все рисунки и фотоснимки, изображающие использование колхозом бывших кулацких средств производства для целей колхозного строительства (например: бывший дом кулака, в котором открыта школа, или бывший кулацкий инвентарь, ныне используемый колхозом, и т.д.).
В печать пропускать нельзя: рисунки и фотографии, изображающие самый процесс раскулачивания (например: кулак с детьми выходит из отобранного дома, или кулака под конвоем отправляют из села, и т.п.)».
(Цензура в Советском Союзе. 1917-1991. Документы / Сост. А.В. Блюм. Коммент. В.Г. Воловикова. М., 2004. С. 186).
роль границ в культуре,
бегающий взгляд,
молчание и умолчание