В апреле этого года, если кто-то забыл, исполнилось 140 лет со дня рождения дедушки Ленина. Посему размещаю сегодня фотоснимок
маленькой юбилейной реликвии, обнаруженной мною недавно. Поначалу она находилась в родильном доме неподалёку от места, где я живу. Сегодня её «инобытие» продолжается на стене помещения в том же здании, занимаемого мастерскою по ремонту персональных ЭВМ.
Похвально поступили господа арендаторы, сохранив этот памятник ушедшей эпохи. Его содержание - своего рода окошко в микромир любой советской конторы, независимо от её профиля. Можно, конечно, похихикать над орфографическими ошибками и неуклюжестью составителей этого документа из роддомовского партбюро: «обрамляющие» обязательства 1, 8 и 9 носили явно унифицированный характер (что видно и из пробелов между ними и текстом в середине), а прочие варьировались в зависимости от того, для какого отделения они были предназначены. Но можно взглянуть на этот странный документ и иначе - как на литературное произведение, созданное по особенным канонам советской поэтики. «Возвышенное» тут соседствует с сугубо земным: житие вождя - с упоминанием о гнойных маститах и перевязочных средствах, забота о новом поколении - с «политической жизнью» родильного дома. Невольно испытываешь смутное ощущение, что появление новой жизни на земле оказывается физически невозможным без влияния каких-то нематериальных, почти сверхъестественных факторов. Давно умерший Ленин, глядящий из своей вечности на рожениц, родильниц, младенцев и медперсонал глазами портретов и гипсовых бюстов, в некотором смысле оказывается причастен благополучному разрешению от бремени. Содержание советских газетных передовиц уподобляется золотому дождю, оплодотворившему царицу Данаю.
Таким образом, под плакатными перьями врачей-пропагандистов рождается почти эпический текст, в котором мерцает какая-то загадка. Интересно, с какими чувствами будут читать его строки дети и внуки тех, кто появился на свет в стенах этого роддома в юбилейном 1970 году?..