Спецовка

Sep 23, 2010 22:30

     Сегодня утром перед моими глазами происходила следующая сцена. На главной улице города стоит дом, который разобрали, а затем возвели заново. Одна из стен - почти что брандмауэр, в котором, однако, сделан оконный проём, выходящий в сторону крыши соседнего здания. В этом проёме неожиданно появился строительный рабочий, который стал выколачивать свою пропылённую спецовку о новенькую наружную стену, недавно покрашенную в светло-коричневый цвет. На стене остались явные следы этой полезной процедуры.



Разумеется, с точки зрения закона и экономических интересов домовладельца марать стену, да ещё столь экстравагантным способом, нехорошо. Но если рассуждать с философской точки зрения, то можно сказать и иначе: «Всё возвращается к источнику своему». Ведь по природе своей частицы известковой пыли куда больше сродни оштукатуренной поверхности стены (пусть и другого колера), нежели какая-нибудь реклама, которую неизбежно там разместят...

Если же попытаться понять, что двигало этим рабочим (помимо соображений удобства, т.е. лени), то причина, видимо, в следующем. Почти всякому человеку свойственно самоутверждаться. Но сложное созидание не под силу не всякому, а простое - слишком непрочно, подвержено энтропии, а главное - мало чем выделяется, нередко безлико. Если же простые люди, «малые сии» созерцают чужую сложную гармонию, они смутно, но остро чувствуют: ЭТО - останется, это будут помнить - а как же МЫ? Кто будет помнить о нас? Если мы не предусмотрены в этой гармонии (пусть и чужой) - значит, нас не замечают, то есть почти что отрицают, а это явная угроза нам. Вот и совершают такие люди принудительную присадку хаоса к космосу  - портя, разрушая, выцарапывая свои имена. «Лишь в Риме развалин замшелая груда расскажет о варварах, шедших отсюда». Пойти же путём лангобарда Дроктулфта, который был потрясён зрелищем Равенны, осаждаемой его соплеменниками, бросил своих товарищей, перешёл на сторону осаждённых и погиб, защищая этот город, дано очень немногим.

Так и тут: кто сказал, что облик здания определяют лишь архитектор, хозяин и арендаторы? Маленькому человеку тоже хочется внести свою лепту в достройку мира - и не только по чужому проекту. Неспроста же заметил В. Беньямин: «Обитать - это значит оставлять следы». Конечно, обитание безвестного рабочего в отделываемом здании по неизбежности кратковременно. Но своим жестом, почти что художественным, он бессознательно манифестирует своё присутствие в этом несовершенном мире, защищаясь от энтропии, от зияющей вечности посредством белёсого следа на свежевыкрашенной стене.

мелкие людишки, кашель в зале как часть симфонии, люмпенская психология, nugae difficiles

Previous post Next post
Up