L’interno lo Stivale

Apr 10, 2015 18:35

Следующая глава путеводителя по Милану.

Сердце и лёгкие



Башня Филарете

Большинство старинных городов подобны жемчужинам. Я имею в виду не красоту или уникальность - но принцип градостроительства. Как правило, города возникали вокруг крепостей или замков - они являлись сердцем города, в них была сосредоточена власть, а под защиту стен население пряталось в случае неприятельского нашествия. Впоследствии город обзаводился собственным кольцом укреплений, а при дальнейшем расширении воздвигались новые стены. Подобно тому, как попавшая в раковину моллюска песчинка обрастает концентрическими отложениями перламутра, чтобы в итоге стать жемчужиной. Едва ли не идеальным примером подобного города можно считать древнюю Москву, с её Кремлём, Китай-городом, Белым и Земляным городами.
В истории архитектуры считается аксиомой, что прообразом Московского Кремля стала знаменитая резиденция миланских герцогов - Замок Сфорца (Castello Sforzesco). Достаточно глянуть на форму башен, на зубцы краснокирпичных стен в форме «ласточкиного хвоста», чтобы убедиться в этом. А если вспомнить, что первым архитектором Кремля был Аристотель Фьораванти - ученик великого Филарете, воздвигшего главную башню Миланского замка, сомнения отпадут сами собой.
Но гибеллинские «ласточкины хвосты» характерны не только для главной цитадели Милана. Они венчают, например, стены твердыни Скалигеров в древней Вероне. Да и вообще считаются одной из характерных черт ломбардской фортификационной архитектуры. Что до функций «сердца города», то на протяжении столетий своей истории замок им никоим образом не являлся - напротив, чаще служил для горожан объектом ненависти. Почему так получилось? Попробуем разобраться.
Начнём с того, что это сегодня замок находится едва ли не в центре города. А в 1368 году, когда Галеаццо II Висконти принял решение о строительстве новой резиденции, она располагалась за его пределами, впритык к римским крепостным стенам. По имени древних, впоследствии разрушенных ворот Юпитера, замок именовался Castello di Porto Giove. Со стратегической точки зрения возведение мощного укрепления на северо-западном направлении было лишено смысла: сам Галеаццо был женат на дочери Савойского графа Аймона Миролюбивого, а сына женил на Изабелле Валуа, дочери французского короля Иоанна II Доброго. Если ему и следовало ожидать удара, то скорее с юга. Либо - изнутри. Висконти лишь недавно вырвали власть из рук влиятельной семьи Делла Торре, и в преданности горожан были вовсе не уверены.
Возведение цитадели вне стен города имело не стратегическое, а политическое значение. Отчасти его можно уподобить Опричному двору Ивана Грозного. Горожанам это вряд ли могло понравиться. Тем более что в последние годы правления Галеаццо II вообще перенёс двор в Павию. Надо отдать должное его интуиции - буквально через несколько лет Галеаццо пришлось воевать с собственным шурином, Амадеем VII Савойским, и наличие мощной крепости оказалось весьма кстати. Не говоря о том, что во Франции на смену Иоанну Доброму пришли более воинственные властители, впоследствии положившие конец независимости Милана.
Джан Галеаццо Висконти, пришедший на смену отцу, сумел получить от императора герцогский титул. Это означало, что из тирана и узурпатора он превратился в законного правителя, а конгломерат разрозненных доменов стал централизованным государством. Местом своей резиденции герцог избрал возведённый отцом замок, приложив все усилия, чтобы его пышность соответствовала новому титулу. Тогда же Джан Галеаццо заложил первый камень в основание строительства Миланского собора. Об этом «новом Цезаре», стремившемся к объединению Италии, мы уже рассказывали в своём путеводителе. Увы, его правление было недолгим, а пришедшие на смену сыновья исхитрились заслужить дружную ненависть миланцев. Практика показывает, что чем ненавистнее тиран - тем больше он озабочен показной пышностью своего правления. Последний властитель из рода Висконти, герцог Филиппо Мария, пригласил для обустройства замка величайшего архитектора современности - Филиппо Брунеллески. К сожалению, следов его гения в нынешнем Castello Sforzesco не осталось. После смерти герцога горожане объявили о создании Амброзианской республики и буквально по камешку разметали ненавистный замок. Камни его пошли на укрепление городских стен, что должно было символизировать возрождение славного прошлого Милана.
Вскоре эйфория первых месяцев республики сменилась смутой, и власть перешла в руки новой династии. Франческо Сфорца решил восстановить замок - хотя стены были снесены, надёжные фундаменты ещё можно было использовать. Да и опасность со стороны французов становилась всё более очевидной. Новый замок был воссоздан в форме квадрата со стороной около 200 метров. Толщина стен достигала четырёх метров. Сфорца стремился, чтобы его резиденция выполняла не только оборонительные функции, но и стала подлинным украшением города. В работах принимали участие такие известные архитекторы, как Якопо да Кортона, Джованни да Милано, Марколеоне да Ногароло. Для украшения стен был приглашён Антонио Филарете, возведший центральную башню над входными воротами (1452 год), а три года спустя Бартоломео Гадио построил две монументальные цилиндрические башни по углам фасадной стороны замка. Вид на эту стену со стороны улицы Данте и поныне является одной из наиболее опознаваемых, «открыточных» визиток Милана.
Сам герцог Франческо обосноваться в новой резиденции не успел - пока шло строительство, он проживал в старом дворце на Соборной площади. Зато при его сыновьях замок Сфорца обрёл славу одного из самых роскошных дворов Европы. Архитектор Бенедетто Феррини устроил внутри огромного пространства крепостных стен два внутренних дворика с постройками (Рочетта и Герцогский двор), а Донато Браманте завершил отделку Рочетты и создал перекидной мост через ров к наружным воротам. Вскоре в Милане появился Леонардо да Винчи, приглашённый на службу Лодовико Моро. Следы его участия в создании интерьеров резиденции немногочисленны, но кое-что сохранилось. Это пергола (pergola) - садовая терраса для защиты от палящего солнца - и остатки фресок зала della Aste.



Потолок зала. Оригинальная роспись Леонардо

Надо сказать, что за время пребывания в Милане гений Леонардо использовался не всегда по назначению. Он работал над «Тайной вечерей», выполнял инженерные поручения, однако наибольшую славу и благоволение герцога приносило устроение балов в Замке, для которых Леонардо изобретал всё новые курьёзные забавы. Тут история повторяется. Подобно тому, как Леонардо был вынужден заниматься организацией балов, у нас России, столетия спустя другой недооцененный гений, Михайло Ломоносов, добивался расположения императрицы не научными или поэтическими достижениями, а созданием роскошных фейерверков для дворцовых празднеств.
После падения Лодовико Моро Милан утратил независимость. Пришли французы, а 23 июня 1521 года в результате взрыва рухнула башня Филарете, в которой солдаты Франциска I устроили пороховой склад. Французов сменили испанцы, затем австрийцы. Замок пришёл в запустение, но испанцы - прирождённые военные инженеры - не могли позволить мощным стенам простаивать впустую. В 1549 году они окружили Милан новым кольцом укреплений, соединив их с замком при помощи так называемых «клешней» (tenaglie). Одна клешня вела к Porta Comasina, другая - к Porta Vercellina. Потом на смену пришла более эффективная бастионная система. Замок окончательно превратился в крепость. Он приобрёл форму шестиконечной, а впоследствии и двенадцатиконечной звезды. Внутри располагались госпиталь, аптека, ремесленные цеха, булочная, таверна, склады и две церкви. Гарнизон составлял до 2000 человек. Но как ни сильны были наследники Габсбургов в оборонных затеях, победа в войне достаётся наступающим.
В предыдущем очерке, рассказывая историю города, мы остановились на периоде австрийского владычества над Миланом. Оно продолжалось долго, но не было непрерывным. Причиной тому - главный возмутитель европейского спокойствия Наполеон. 15 мая 1796 года войска генерала Бонапарта овладели городом, а к концу июня - замком Сфорца. И тут случился забавный казус: миланцы, воодушевлённые республиканскими идеями, потребовали разрушить цитадель до основания. Они видели в замке оплот былой тирании и стремились окончательно стереть его с лица земли - подобно Бастилии. У Наполеона были иные планы: оставив в Милане гарнизон, он учредил марионеточную Цизальпинскую республику и отправился навстречу грядущей славе. А подступившие к городу в 1799 году войска Суворова заставили миланцев забыть о разрушении крепости. Так русский стратегический гений уберёг замок Сфорца от гибели. Но миланцы упрямы - когда русские ушли, и Наполеон вновь вступил в город, они обратились к нему, уже ставшему Императором и ожидающему коронации железной короной Италии, с прежней просьбой. В итоге удалось достичь компромисса: укрепления в форме звезды срыли, а вокруг замка появлялась огромная площадь Foro Bonaparte. Планировалось, что здесь будет размещаться правительство - ведь Милан на время оккупации стал столицей Итальянского королевства. В честь побед Бонапарта в 1807 году было затеяно строительство грандиозной Триумфальной Арки. Она должна была стать новыми воротами города, проём которых ориентирован по оси Париж-Милан. После завершения строительства император планировал устроить здесь триумфальное шествие.
Но история более прочих наук склонна к иронии. Открытие арки состоялось лишь в 1838 году, когда Милан вновь находился под властью австрийцев. Открывал её император Фердинанд I, и по его воле сооружение было переименовано в Арку Мира (Arco della Pace). В память о Венском конгрессе 1815 года, установившем новый порядок в Европе, казавшийся незыблемым. Прошло немногим более полувека, и прежние барельефы, прославлявшие победу над Наполеоном, сменились новыми - в память о вступлении в город французско-пьемонтских войск под командованием Виктора-Эммануила II и Наполеона III. А в 1893 году на месте бывшего учебного плаца Сфорца Эмилио Алеманья устроил роскошный Парк Семпионе (Parco Sempione). Ныне это не только излюбленное место отдыха горожан, но и «лёгкие» Милана, обеспечивающие разросшийся город кислородом. Здесь же находится Городская арена (Stádion Civico). Этот шедевр классицизма, на открытии которого присутствовал ещё Наполеон, и поныне собирает до 30000 зрителей. Поблизости расположен один из самых больших аквариумов Европы - Acquario Civico с уникальной коллекцией экзотических рыб. С противоположной стороны парка - Palazzo dell’Arte, место проведения традиционного миланского Триеннале, и 108-метровая башня Torre Branca, откуда открывается не только роскошный вид на город, но и можно увидеть Альпы, Апеннины и часть долины реки По.
А Castello Sforzesco, который миланцы столько раз стремились разрушить, в итоге стал всё-таки подлинным сердцем города. В самом конце XIX он был восстановлен. По воле тех же самых горожан. Работами руководил прославленный архитектор Лука Бельтрами. Воссоздали превращённые в казармы интерьеры герцогских покоев, церковь, в которой солдаты Наполеона устроили конюшню, реконструировали былые фрески, замазанные белой известью. Открытие замка Сфорца для публики состоялось в мае 1900 года, а его полная реконструкция завершилась в 1905-м, когда была восстановлена башня Филарете. Теперь здесь несколько великолепных музеев. Посетителей ожидает встреча с коллекцией древнеегипетского искусства, с полотнами Мантеньи, Беллини, Корреджо и Понтормо, с великолепным собранием старинных музыкальных инструментов и гобеленов по эскизам Брамантино. Не говоря уже о последнем (незавершённом) шедевре Микеланджело - «Пьете Ронданини». Замок Сфорца будет одной из важнейших площадок грядущей выставки ЭКСПО-2015, которая пройдёт в Милане. Уже начались работы по реставрации фасада, а бывшая испанская больница, не включенная Бельтрами в реставрационную программу, будет станет конференц-залом.
В июле мир облетело сенсационное известие об открытии в архивах Castello Sforzesco нескольких сотен работ юного Караваджо. Их приблизительная стоимость оценивается в 700 миллионов долларов, но дело даже не в деньгах. Находка даёт надежду, что дальнейшее изучение хранилищ чревато новыми открытиями - вплоть до неведомых манускриптов Леонардо.
И последнее, личное наблюдение. Во рву замка Сфорца обитает огромная колония кошек. Они же являются неизменной частью паркового ландшафта. Какова бы ни была прежняя мрачная слава цитадели, кошки на дурном месте не селятся. Значит, сердце и лёгкие Милана работают нормально.

pdf-ка с картинками:
https://yadi.sk/i/D7dr3vjJfuPjP

italia, статьи

Previous post Next post
Up