L’interno lo Stivale

Mar 17, 2015 15:39

Продолжаю выкладку исторического путеводителя по Милану.

Бессмертный



Мы живём в мире брендов, и туристическая индустрия в этом смысле не исключение. Строго говоря, она на продаже раскрученных брендов и строится. Одни приезжают в Милан ради шопинга - им прямой путь в знаменитый «квадрат моды», образованный Via Montenapoleone, Via Sant’Andrea, Via Monzani и Via Della Spiga. Другие ради легендарного футбольного клуба - отправим их на стадион San Siro. Те, кто хочет приобщиться к культуре города, имеют в голове чёткий план: Миланский Собор, театр La Scala и церковь Santa Maria delle Grazie, где, если очень повезёт, можно увидеть «Тайную вечерю» Леонардо. У особо продвинутых туристов список расширен до Замка Сфорца и Пинакотеки.
Вот и я, очутившись в Милане, первым делом возжелал увидеть собственными глазами знаменитый Duomo - кафедральный собор, строившийся свыше шестисот лет. И тогда мой миланский друг, замечательный поэт Андрей Костин, заметил, что если хочешь понять Милан, начинать надо с базилики Сант-Амброджо. Святой Амвросий - не только небесный покровитель города, но и самый раскрученный его бренд. Почитание его установлено не только в католической, но и в православной Церкви. В Милане всё амброзианское: библиотека и банк, гостиницы и галереи. Любой путеводитель сообщит, что Basilica di Sant’Ambrogio - вторая по значимости церковь после Duomo, присовокупив, что этот шедевр архитектуры послужил образцом для всех церквей ломбардского романского стиля. И это правда. Но прежде, чем прикоснуться к древним камням, обратимся к жизни человека, построившего базилику и обретшего здесь своё последнее пристанище - одного из четырёх великих Отцов Латинской Церкви епископа Амвросия Медиоланского.
Его латинское имя - Aurelius Ambrosius. Для того, кто склонен вычитывать в оболочках слов потаённый смысл, оно означает чрезвычайно много. Аврелии - знаменитая фамилия, веками поставлявшая на политическую арену Вечного Города сенаторов и трибунов, преторов и консулов, даже императоров. Название происходит от латинского aureus («золотой») и означает, что их отличительной чертой была редкостная для латинян светловолосость. А вот имя Амвросий - греческого происхождения. Из школьных учебников мы знаем, что так называлась пища Олимпийских богов, благодаря употреблению которой они обретали бессмертие. Собственно, ἀμβροσία по-гречески и означает «бессмертие». То есть, в имени этого человека зашифрована вся античность - с её римским и греческим полюсами. В эпоху ранней римской истории подобное было попросту невозможно - греки считались побеждённой нацией, и заключать с ними родственные союзы римская аристократия не спешила. Однако после перенесения столицы на восток, в Константинополь, всё изменилось. Хотя Амвросий по факту рождения принадлежал к одной из самых богатых и знатных семей Рима, его имя (как и имя его старшего брата, Сатира) свидетельствует также и о греческих корнях.
Амвросий появился на свет в Тревире (ныне Трир, Германия). Его отец был префектом провинции Галлия - это означает, что под его управлением была огромная область, включающая Францию, Британию, Испанию и Тингитанскую Мавританию (северное Марокко). Год рождения Амвросия до сих пор вызывает у историков споры - единственным свидетельством является его письмо к Северу, в котором речь идёт о неких «военных бурях», а потом сообщается, что епископу исполнилось 53 года. Однако военных бурь - узурпаций власти и варварских вторжений - в ту пору было столь много, что вероятные сроки рождения укладываются в промежутке от 333 по 340 годы. Считается, что семья Амвросия была христианской, однако это вопрос довольно спорный. В его пользу свидетельствует то, что двоюродной сестрой Амвросия была святая Сотерия - мученица, пострадавшая во времена гонений на церковь Диоклетиана. Однако никаких подтверждений того, что отец будущего епископа префект Аврелий Амвросий был христианином - не существует. Христиане и приверженцы старинного римского многобожия могли сосуществовать в относительном согласии - порой, даже в рамках одной семьи. Достоверно известно, что сам Амвросий в детстве крещён не был.
Отец погиб, когда Амвросий был ещё ребёнком - он разделил судьбу злосчастного императора Константина II, убитого своим братом Константом. Семья переехала в Рим, где мальчик получил классическое (т.е. «языческое») образование. Амвросий обучался «свободным дисциплинам», под которыми в поздней античности понимали грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, музыку и астрологию. Военная служба его не привлекала, и юноша избрал карьеру адвоката. Он выиграл несколько громких судебных процессов в Сирмии (сербский город, являвшейся в те годы императорской резиденцией) и уже мечтал о славе нового Цицерона. Слухи о красноречии молодого адвоката достигли префекта претория Проба (в сущности, второго человека в Империи) - и тот, как ныне выражаются, «пригласил его в свою команду». Сначала Амвросий был просто советником Проба, но в 373 году он получил ответственный пост наместника провинции Эмилия и Лигурия с резиденцией в Медиолане (Милане).
Новый наместник энергично принимается за дела провинции и буквально в считанные месяцы заслуживает уважение и любовь жителей города. Свидетельством тому - совершенно фантастическая история избрания Амвросия епископом. Милан (как, впрочем, и всю Империю) сотрясали распри между ортодоксальными христианами и приверженцами ересиарха Ария. Вдаваться в богословские вопросы мы не станем, достаточно сказать, что речь шла о тонкостях толкования догмата Троицы. Арианства придерживались многие императоры, какое-то время считалось, что оно является наиболее серьёзной альтернативой ортодоксальному учению. В 374г. умирает Медиоланский епископ Авксентий, один из столпов арианства, и вокруг избрания нового прелата возникает нешуточная свара. Дело грозило обернуться кровопролитием. Руфим Аквилейский - наиболее близкий по времени историк событий, создавший свой труд в 403 году - свидетельствует: «Амвросий держал фасции провинции. Предвидя серьёзные волнения, более того, разрушение города, если борьба за преемничество разгорится, он входит в церковь, чтобы успокоить смятение». Префект хочет обратиться к народу с речью, чтобы остудить наиболее горячие головы. И тут происходит чудо - в наступившей тишине раздаётся детский крик: “Ambrosium episcopum!”. В этом случае голос ребёнка воистину стал гласом Божьим. Противоборствующие стороны усмирились и согласно подхватили призыв: «Амвросий - епископ!»
Кровопролитие было предотвращено, однако возникла неожиданная проблема. Даже две. Во-первых, префект Амвросий был некрещёным - т.е. и ортодоксы, и ариане дружно согласились избрать своим епископом язычника. Во-вторых - сам он, невзирая на «удивительное и невероятное единодушие» народа - вовсе не собирался занимать этот пост. Такой поворот судьбы стал для него полной неожиданностью. Амвросий предпринял всё, чтобы увильнуть от негаданной чести. Сначала он попытался «скомпрометировать» себя в глазах верующих - вопреки обыкновению, отдал приказ о пытках арестованных и даже повелел привести у всех на глазах в свой дом публичных женщин. Но экзальтированная толпа, стоявшая под окнами, скандировала: «Грех твой: на нас!». Тогда Амвросий задумал попросту удрать на время из города. Первая попытка закончилась плачевно - беглец заплутал в ночи и под утро вновь очутился у ворот Медиолана. Со второй попытки улизнуть удалось. Однако на вилле у друга, где скрывался беглый префект, его настигло повеление императора Валентиниана. Тот одобрял итоги выборов и повелевал беглецу сложить гражданскую власть над городом, чтобы принять духовную. Амвросий был истинным римлянином, давшим присягу своему императору. Он покорился.
30 ноября 374 года Амвросий был крещён, после чего - в нарушение общепринятых канонов - в течение недели прошёл через все церковные должности, вплоть до высшей, епископской. Подобных примеров история Церкви не знала ни до, ни после.
Итак, бывший наместник, становится епископом. Волею народа, но практически против собственной воли. Он пребывал на этом посту двадцать три года, а благодарная память о епископском служении Амвросия объединяет жителей Милана по сей день. Изначально будущий святой действительно был весьма далёк от Церкви. Одними из его первых слов, обращённых к пастве, были: «Я начал учить вас тому, чему сам не учился. Итак, надобно мне вместе и учить и учиться». Так он и поступал. Начал с того, что отписал Церкви на нужды бедных всё огромное состояние и впоследствии вёл чрезвычайно скромный образ жизни. За два года (!) проштудировал творения латинских и греческих богословов, чтобы впоследствии взяться за перо самому и стать одним из наиболее почитаемых авторов христианского мира. Амвросий заботился о нуждах простых горожан больше, чем все светские и духовные владыки вместе взятые. Когда множество людей попало в плен к пересекшим границу готам, он приказал расплавить золотые сосуды и церковную утварь, чтобы заплатить выкуп. Авторитет его был практически непререкаем - именно Амвросий первым из церковных иерархов осмелился отлучить от причастия императора Феодосия, осквернившего себя пролитием невинной крови. И великий император вынужден был принести публичное покаяние.
Амвросий реформировал литургическое пение, сам был автором церковных гимнов. За время его епископства арианство в Империи был практически искоренено. Его стали почитать как святого едва ли не при жизни - легенда гласит, что однажды во Флоренции Амвросий воскресил из мёртвых маленького мальчика. И, наконец, именно после проповедей Амвросия обратился в христианство и принял крещение из его рук другой великий Отец Церкви - Блаженный Августин.
А теперь обратимся к базилике, построенной Амвросием на месте старинного кладбища христианских мучеников. Изначально она так и называлась базиликой Мучеников (Basilica Martyrum) - и лишь после его канонизации получила современное наименование. Легенда гласит, что во время очередного ожесточённого противостояния с арианами Амвросию явилось во сне место упокоения раннехристианских мучеников, святых братьев Гервасия и Протасия. Мощи были обретены, и это бесспорное чудо усмирило самых отъявленных еретиков. Мощи эти по сей день здесь, на виду у туристов. Гервасий в зелёной хламиде, Протасий - в красной. Между ними - в золотом епископском одеянии - и сам Амвросий. Он обрёл покой в 397 году, окружённый всенародной любовью, которой может похвастаться мало кто из светских и духовных владык.
Нынешняя базилика довольно далека от той, которую построил епископ Амвросий. Современный вид она приобрела после перестройки, начавшейся в IX веке и длившейся вплоть до XV, когда участие в строительстве принимал великий Браманте. Классические свои очертания базилики сформировались где-то в веке XII, когда с противоположной стороны от старинной «колокольни монахов» была пристроена более высокая и изящная «колокольня канонников». Сант-Амброджо действительно стала стандартом романского стиля - черты базилики можно увидеть во многих церквях Италии и за её пределами. Помимо мощей, здесь сохранились великолепные мозаики, среди которых - единственное подлинное изображение святого Амвросия.
В Сан-Амброджо нашли своё упокоение знаменитый римский полководец Стиллихон и некоторые из франкских королей Италии - однако сами люди приходят сюда не из любопытства, а чтобы поклониться небесному патрону своего города. Недаром на современном итальянском жителей Милана именуют просто и выразительно: ambrosiano. Что - вспомним античность - означает: бессмертные.

pdf с картинками: https://yadi.sk/i/95Ot5bv1fJvve

italia, статьи

Previous post Next post
Up