Оригинал взят у
ortnit в
О Киевах - былинном и историческом... Киев - "матерь городов русских", Киев - столица Киевской Руси, Русского каганата. Русской земли, в летописях само название "Русь" применялось иногда как синоним Киева! Несомненно, Киев пожалуй самый значимый для русской истории город вплоть до 14 века. Русские князья рассматривали его как святыню своего рода и не жалели жизни в борьбе за него. Даже после того, как Киев потерял свое политическое и экономическое значение, после того как его разорил святотатец Андрей Боголюбский (уж не отсюда проистекает нелюбовь летописцев к этому князю?) русские князья продолжали бороться за право владеть этим городом. Да что там - уже после татаро-монгольского нашествия наместник татар Александр Невский был посажен именно в Киеве! При этом происхождение города окутано тайной.
Автор ПВЛ сохранил легенду в недатированной части своей летописи об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и их сестрой Лыбедью, вождями племенного союза полян:
И быша . г҃ . брата 16 . а 11 А єдиному имѧ Кии . а другому Щекъ . а третьєму Хоривъ . и сестра ихъ Лыбѣдь 17 . и сѣдѧше Кии на горѣ кдѣ 18 н҃нѣ оувозъ Боричевъ . а Щекъ сѣдѧше на горѣ . кдѣ ннѣ зоветсѧ Щековица . а Хоривъ на третьєи горѣ . ѿнюдүже прозвасѧ Хоривıца . створиша городокъ . во имѧ брата ихъ старѣишаго . и наркоша 19 и Києвъ . и бѧше ѡколо города лѣсъ и боръ великъ . и бѧху 20 ловѧще 21 звѣрь . 22 Б бѧхуть 23 бо мудрѣ и смыслени. и нарицихусѧ 24 В Полѧне . ѿ нихъ же суть Полѧне . Киӕне 25 и до сего дн҃и . инии же не вѣдуще 26 ркоша̑ 27 . ӕко Кии єсть перевозникъ бъıс̑ 28 . оу Києва бо 29 перевозъ бѧше тогда 30 съ ѡноӕ страны Днепра . тѣмь гл҃аху на 31 перевозъ на Києвъ. аще бо былъ 32 перевозникъ Кыи 33. то не бы ходилъ къ Цс̑рюград . но сии /л.5об./ Кии кнѧжаше в роду своєм̑ . и приходившю ему къ цс̑рю не свѣмы 34. но токмо ѡ семъ вѣмы ӕкоже сказають . ӕко велику честь при̑ӕлъ єсть ѿ цс̑рѧ . которого не вѣмъ . и при котором̑ приходи цс̑ри . идущю же єму ѡпѧть . приде къ Дунаєви . и възлюби мѣсто . и сруби городокъ малъ . и хотѧше сѣсти с родомъ сво̑имъ . и не даша єму близъ живущии . єже и донн̑ѣ нарѣчють Дунаици . городіще Києвѣць . Києви же прішедшю въ свои городъ Києвъ . ту и сконча Г животъ свои . и брата єго Щекъ и Хоривъ . и сестра ихъ Лыбѣдь ту скончашасѧ Д ❙ И по сеи братьи почаша дѣржати родъ ихъ кнѧжениє в Полѧхъ . а въ Деревлѧхъ своє . а Дрьговичи̑ Д своє . а Словѣне своє въ Новѣгородѣ . а друг̑є на Полотѣ . иже и Полочанѣ" .
Археологи по разному датируют основание города - начало 7 века (дулебское городище), конец 8-начало 9 века (волынцевское городище), конец 9 века и даже начало 10 века! Различные датировки сохранились и в летописях:
- "Синопсис" (17 век) датирует основание Киева 375 годом;
- Новгородская летопись из собрания Е. В. Барсова (копия XVII века) относит к 430 году;
- летопись, которую использовал Яков Рейтенфельс датирует основание Киева 728 годом;
Еще один источник - армянская "Хроника Тарона" Зенобия Глака, написанная примерно в 7 веке. В ней сохранилось предание об основании города в земле Палуни тремя братьями - Куаром, Мелтеем и Хореаном. Предание один в один совпадает с легендой ПВЛ:
1. три брата основывают отдельные поселения;
2. объединяются в одном городе;
3. строят капище;
4. охотятся в окрестных лесах.
Существует даже мнение, что летописец позаимствовал армянское предание! Хотя скорее было наоборот - армяне познакомились с легендой о киеве и включили ее в свою хронику (мнение Б.Рыбакова). Произойти это могло в 7 веке, когда армяне столкнулись со славянами переселенными на границу Армении арабским полководцем Мерваном. Следовательно основание Киева произошло ранее 7 века!
Киев - столица былинной Святой Руси. Анализ былинного эпоса и его европейской версии "Тидрека Бернского" показывает, что действие этих сказаний происходило на Дунае в 4-5 веке, во временна Аттилы. Первоначально я считал, что имя стольного града русского было перенесено в эпос под влиянием исторического Киева-на-Днепре, так же как там появилсь и другие восточноевропейские города, а в "Тидреке" - Хольмгард-Новгород, Смоленск, Полоцк. Во многом это было следствием того, что я считал Киев именно полянским городом. Однако, мне попалась на глаза оригинальная статья
Где искать былинный Киев? и я поменял свою точку зрения.
Как известно, Киевов в Центральной и Восточной Европе масса. Есть они и в Моравии (Киев), которая самым тесным образом связана с Киевской Русью. Исследователи называют также венгерский город Кеве на берегу Рацкевейского рукава Дуная. Та сакральная роль Киева Днепровского в жизни русов очевидно была связана именно с тем, что и столица легендарной Святой Руси также носила имя князя Кия, но в этом случае мы должны и саму легенду об основании Киева перенести на Средний Дунай! В этом случае получают объяснение и ранние датировки строительства города в "Синопсисе" и Барсовской летописи (4-5 вв.) и знакомство с этой легендой Зенобия Глака в 7 веке!
Но как же быть с тем, что даже армнский вариант четко привязывает Киев к "земле Палуни", то есть к полянам? "Сага о Тидреке Бернском" знает полонов, верных подданных русов, входящих вместе с ними в королевство Русциналанд. Наряду с велетами-вильцинами и самими русами, полоны - единственное славянское племя выделяемое из массы славян-вендов. В них обычно видят поляков. Действительно, название Польши произошло от имени племенного союза гнездовских полян, одноименных с полянами днепровскими. Еще одна группа полян переселилась в 7 веке на Балканы и вошла в состав Болгарского гос-ва. Поляне - одно из племен культуры Прага-Корчак, первоначальных носителей имени "Словене". Летописец объяснял их название тем, что они сидели в поле - степи, как древляне получили свое имя от густях лесов, а дреговичи - от болот, однако это объяснение не помогает нам в случае с гнездовскими полянами и полянам балканскими. Более того, Киев стоял не в поле, сам летописец подчеркивает гористый характер киевской области. Еще Лев Гумилев связал название "поляне" с былинным обозначением славянских воительниц-амазонок - "поляницы". Очевидно имя ПОЛЯНЕ подчеркивало воинственность этого племени и выделяло его из массы словенских племен. Но особенно важно, что в интересующий нас период - 4-5 вв. - поляне и другие племена культур Праги-Корчак проживали в Южной Польше и Словакии - рядом с Дунайской Русью и гуннами! Также и в былинах польские "королевичи из Крякова" названы святорусскими богатырями. Польский эпос ближайший к русскому - именно в польском языке, как и в русском "богатырь" имеет значение "витязь, герой", кроме того в польском эпосе сохранилось предание аналогичное былине о поединке Алеши Поповича с Тугарином Змеевичем, где главный герой носит имя Лешко Попелюша, а его противник - Александра Македонского. Следовательно, ничто не мешало русам основать свою столицу в земле ПОЛЯН НА ДУНАЕ!
Но как же быть с Киевом - Днепре? Археологи обнаруживают первые следы поселения на месте Киева в слоях 6-7 вв. Это городище основали пражско-корчакские племена, то есть поляне. Вполне возможно, что они просто перенесли на свой город старое название русско-полянской столицы. Тем более, что согласно полянскому преданию их князья вели свой род от русского князя Кия. У меня есть основания предпологать, что существовал и второй князь Кий, основавший Киев-на-Днепре в 6-7 вв. и основавший Полянское кн-во после падения русского гос-ва рикса Мусокия-Маджака на Волыни и Подунавье. Дело в том, что летописец описывает поход Кия к Царьграду, получение им даров от императора и попытку закрепиться на Дунае, где им был основан городок Киевец. Попытка эта провалилась из-за противодействия местных славянских племен дунайцев. Все это поразительно напоминает обстоятельства падения русского гос-ва: восстания славянских племен после смерти рикса Мусокия, поход русов,славян и аваров на Царьград в 626 году, катастрофа постигшая молодой русский флот и уход русов на Балтику. Одновременно какая-то часть русов в это время оказывается на Кавказе и в союзе с тюрками и хазарами совершает поход на Дербент около 640 года. Очевидно это и были русы князя Кия, который создает свое княжество на Днепре. Союз с хазарами и тюрками позволил ему сохранить независимость от сильных и враждебных соседей - аваров и Великой Болгарии. Конфликт Кия с дунайцами позволяет нам понять кем был этот князь в "волынском царстве" русов. Византийские хроники того времени называют наряду с "риксом словен" Мусокием также его воевод-наместников на Дунае, руководивших походами на Византию, - Ардагаста и сменившего его Пейрегаста. Очевидно, что Кий был последним из этих дунайских воевод.
Такие глубинные русско-полянские связи, восходящие к 4 веку, позволяют объяснить, почему именно днепровское Полянское кн-во стало новым домом для русов в 9 веке. Ослабленное пресечением рода Киевичей Полянское кн-во было притесняемо со стороны агрессивных соседей - древлян, уличей и Хазарии, уже подчиневшей Северян,, Вятичей и Радимичей и потребовавшей дани от полян. В таких обстоятельствах естественным было обратится за помощью к родичам прежней династии - русам, в это время утверждающим свое превосходство на Черном море. Новый русо-полянский союз позволил возродить могучее Русское государство и какое еще имя лучше бы подошло для его столицы, чем легендарный Киев - "мать городов русских"?!!