Возвращаюсь к уже цитированному
nbsp;Постановлению Совмина от 17 декабря 2007 г. № 1760 «О Государственной программе по обеспечению производства дизельного биотоплива в Республике Беларусь на 2007-2010 годы»
В нём, в частности, определены следующие целевые показатели:
Показатель Единица измерения 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Производство рапсового масла* тыс. тонн 66,7 78,5 151,3 228,3
Мощности по производству МЭЖК, не менее тыс. тонн 2 2 32 105 **
Производство метиловых эфиров жирных
кислот (FAME), не менее*** тыс. тонн 1 4 20 39-50
Производство смесевого дизельного
биотоплива (5 процентов FAME), не менее*** тыс. тонн 20 80 450 780-1 000
______________________________
*Согласно Программе развития масложировой отрасли Республики Беларусь на 2007-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 588 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 123, 5/25217; 2008 г., № 57, 5/27259; 2009 г., № 2, 5/29017).
**На 31 декабря 2010 г.
***В зависимости от объемов потребления смесевого дизельного биотоплива.
Из этих цифр, как в тумане, видно, что она предполагает изготовление «биодизеля» - обыкновенного дизеля с 5% добавкой к нему настоящего биодизеля. Правда мне, вроде как профессиональному химику, не удается понять как из 20 тысяч тонн FAME собираются получить 450 тысяч тонн 5% «биодизеля». Или будущие академики министерским чиновникам голову совсем задурили, или вместе с ними спланировали маленько недоливать
А вот и потраченные на эту рапсодиотию деньги:
Показатель 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год Всего на 2007-2010 годы Источник финансирования
Затрат на выполнение
НИР и НИОКТР, млрд. рублей 0,7 2,3 1,8 - 4,8 средства государственных
научно-технических программ
Затраты на организацию
промышленного производства
дизельного биотоплива и
сопутствующие материалы,
млрд. рублей 5,0 58,3 2,9 18,2 84,4 собственные средства
организаций
Итого 5,7 60,6 4,7 18,2 89,2
Итак, затраты на производство 44 тысяч тонн биодизеля (метиловых эфиров карбоновых кислот) должны были составлять 89.2 млрд. рублей (на самом деле произведено куда как меньше). Делим 89.2 млрд. рублей на 1+4+20+50 = 75 тыс. тонн и получаем 1.2 млн. рублей за тонну биодизеля. То есть получается, что себестоимость 1 кг биодизеля (добавки к дизелю) составляет всего 1.2 тысячи рублей (1 кг дизельного топлива на обычных заправках стоит 3 тысяч рублей). Ура, товарищи!, Топливные проблемы государства решены. Экономика поднимается. Золотые рапсовые поля превращаются в реки черного золота, а потом и в горы золота настоящего. Все встают. Если же предположить, что запланированные показатели относятся как к выпуску "биодизеля" так и настоящего биодизеля, то себестоимость последнего получится вообще запредельно низкой.
Жаль только, что все это чистой воды вранье и цифры в программе явно взяты с потолка. Такого не может быть потому, что не может быть никогда. Просто такая передовая химическая держава как Германия, в которой и были разработаны технологии производства биодизельного топлива, не закупала бы по импорту в больших количествах рапсовое масло (в том числе в Беларуси) по цене, превышающей предполагаемую себестоимость белорусского биодизеля. А ведь его из масла еще надо произвести. Это, конечно, абсурд и в такие "расчеты белорусских ученых" может поверить кто угодно, но только не экономист с производства.
Почему же тогда предприятия охотно втягиваются в эту сомнительную кампанию, да еще оплачивают затраты на изготовления биодизеля собственными средствами? И первым за это дело берется Гродненский «Азот», дела на котором, если верить словам вчерашнего интервью его нового директора, идут далеко как не блестяще: «…
когда я шел на завод, знал, что он находится в финансовой яме. Но на самом деле, как говорит мой друг, все оказалось не так плохо - все значительно хуже. Пришлось столкнуться с большой закредитованностью предприятия, большая часть имущества - около 40% - была заложена банкам, отсутствовали оборотные средства».
(Продолжение следует).
.