Оригинал взят у
kolybanov в
ЗАСЕДАНИЕ СОВБЕЗА ПО ВТО ИЛИ ОЧЕРЕДНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СЕАНС ГЛАВНАЯ /
РОССИЯ /
ЭКОНОМИКА Валентин Катасонов624
0
ЗАСЕДАНИЕ СОВБЕЗА ПО ВТО ИЛИ ОЧЕРЕДНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СЕАНС
21 ноября прошло заседание Совета Безопасности России в расширенном составе. Главная тема - Всемирная торговая организация (ВТО). «Просчитывать», «учитывать» и «принимать» власти собираются только сейчас, через пять месяцев после ратификации протокола по ВТО. Впрочем, скорее всего, так и не соберутся. Власти живут обещаниями, а точнее - враньем.
В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова.
21 ноября прошло заседание Совета Безопасности России в расширенном составе. Главная тема - Всемирная торговая организация (ВТО). Более точная, официальная формулировка темы: выработка мер по обеспечению национальной безопасности и защите российских экономических интересов на начальном этапе функционирования экономики России в рамках Всемирной торговой организации (сообщение сайта Президента РФ). 2
Заседание вел Президент РФ В.В. Путин, его выступление было ключевым.
Честно признаюсь: более путаного, нелогичного и беспредметного выступления В.В. Путина я не слышал. Речь идет не только о содержательной стороне выступления, но и о его форме. Президент явно нервничал, читал по бумажке, сбивался. В общем, картина очень жалкая (желающие могут все это увидеть и услышать в интернете).
Меня, прежде всего, поразило то, что В.В. Путин согласился практически со всеми аргументами тех, кто в первой половине текущего года активно выступал против вступления России в ВТО. Цитирую: «Тем не менее, есть определённые отрасли, в которых могут возникнуть особые проблемы, прежде всего для некоторых секторов животноводства, сельхозмашиностроения, автомобилестроения, лёгкой и пищевой промышленности, фармацевтики, производства медоборудования. Также подчеркну, что в условиях глобального кризиса участие России в ВТО может создать дополнительные сложности в отдельных регионах со слабо диверсифицированной экономикой, например, в моногородах. Закрытие убыточных, неэффективных предприятий, особенно крупных, способно увеличить безработицу, и это уже социальные риски. Возможно и снижение поступлений в региональный бюджет. В конечном счёте, может увеличиться разрыв между территориями по уровню социально-экономического развития, это серьёзный вызов». От того, что негативные, катастрофические социально-экономические последствия вступления России в ВТО Президент РФ называет «рисками» и «вызовами», смысл не меняется. Наш Президент выступает в роли психотерапевта, который тщательно подбирает слова для того, чтобы не травмировать смертельно больного пациента.
Еще больше меня умиляет то, что Президент предлагает высокому собранию разработать программу противодействия негативным эффектам ВТО на нашу экономику. Предложенная программа включает пять пунктов. Вот, например, формулировка первого пункта: «Необходимо всесторонне оценить последствия присоединения к ВТО для отечественного рынка труда». «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», - как говаривали в своей время на Руси. А разве нам не говорили чиновники всех рангов и политики от «Единой России», что все «просчитано» и все «оценено»? А оценки оппонентов вступления России в ВТО (оценки, измеряемые миллионами потерянных рабочих мест) они отметали или просто не замечали.
Не менее интересно звучит и второй пункт: «…мы… должны выработать комплекс долгосрочных мер, направленных на поддержку ключевых отраслей экономики, причём такие меры должны быть приняты как на федеральном, так и на региональном уровне». А разве нам те же самые чиновники и политики не говорили горячо и убежденно, что на протяжении 18 лет переговоров о вступлении в ВТО они (чиновники и политики) не спали, ни ели, ни отдыхали, а только разрабатывали и принимали меры по «поддержке ключевых отраслей экономики»? А в первой половине текущего года все министерства и ведомства уверяли сомневающихся граждан, что они провели необходимую подготовку по функционированию экономики в условиях членства в ВТО. Уверяли, что якобы, сначала подготовили армию к войне, и лишь после этого вступили в войну (т.е. в ВТО, где идет перманентная торгово-экономическая война). Теперь выясняется, что у армии нет тылов, нет оружия, а их надо создавать в условиях ведения боевых действий, под ракетно-бомбовыми ударами.
Также забавно и грустно одновременно звучат и последующие пункты программы: «совершенствование работы всех ведомств экономического блока», «подготовка кадров, способных квалифицированно защищать интересы российских предприятий в новых условиях», «ведение переговоров по вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития».
Не трудно найти соответствующие уверения господина Медведкова (главного нашего переговорщика по ВТО), делавшиеся им в первой половине текущего года, что по всем выше перечисленным пунктам «проведена необходимая (или соответствующая) работа» (стандартная формулировка из лексикона наших чиновников) .
Особо хотелось бы остановиться на пятом пункте, в котором Президент поставил задачу втягивания России в ОЭСР. Когда-то Организация экономического сотрудничества и развития была «клубом» богатых стран, входящих в зону «золотого миллиарда». В настоящее время ОЭСР быстро расширяется за счет приглашения в нее экономически менее развитых стран. Последние нужны богатому Западу в качестве рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капитала. Т.е. в качестве объектов эффективной эксплуатации. Видимо, Запад поставил перед Путиным задачу привести Россию в ОЭСР. Вот эта задача и вошла пятым пунктом в программу, озвученную на заседании Совбеза. О тех угрозах, которые влечет вступление России в ОЭСР, мне уже приходилось неоднократно выступать в СМИ (см., например: В.Ю. Катасонов. Присоединение России к ВТО? А что дальше? // Русская народная линия, 12.05.2012).
Чтобы как-то сгладить негатив, связанный с вступлением России в ВТО, Президент пытается найти хотя бы какие-то «плюсы». Все эти «плюсы» - из сферы «бессознательного» К. Юнга или З. Фрейда.
Вот, например, один из главных «плюсов»: «Отмечу и то, что, будучи членом ВТО, мы сможем полноценно участвовать в формировании международных правил торговли, а значит наравне с другими странами - членами ВТО получать для своих товаров удобный национальный режим на внешних рынках. Наконец у нас появится дополнительная возможность отстаивать свои интересы в органах ВТО по решению споров, в ходе решения споров». Честно говоря, я уже устал комментировать подобного рода бредовые идеи. Во-первых, потому, что никто нас в ВТО не подпустит к «формированию международных правил торговли». В ВТО есть главные акционеры (прежде всего, США и Великобритания), которые создали эту организацию много десятилетий назад в целях реализации интересов своих транснациональных банков (ТНБ) и транснациональных корпораций (ТНК). «Новички» и «миноритарии» в составе ВТО Западу нужны не как «субъекты» формирования международной торговой политики, а как «объекты» этой политики. Т.е. как объекты эксплуатации со стороны ТНБ и ТНК. Во-вторых, какие такие интересы мы собираемся отстаивать в ВТО? У нас накануне вступления страны в эту организацию более 80% всего экспорта приходилось на сырье и энергоносители, которые вообще не облагаются на мировых рынках никакими пошлинами.
А вот еще одна «козырная карта» Президента. Вступление России в ВТО, как он отметил, «позволит России занять более выгодные позиции в системе международного разделения труда, повысить привлекательность нашего рынка для вложения капиталов и прямых инвестиций». Переведу эти слова с лексики профессионального «психотерапевта» на русский язык. В результате того, что тысячи и тысячи наших предприятий в условиях ВТО «лягут на бок», иностранные инвесторы-мародеры скупят их за бесценок. Все активы российской экономики перейдут под контроль ТНК и ТНБ. Это и есть «прямые инвестиции».
Наш президент-«психотерапевт» с увлечением развивает эту мысль: «В ХХI веке большинство товаров выпускается в рамках межстрановой производственно-сбытовой кооперации, производственно-сбытовых цепочек. Нам нужно встроиться в эти цепочки, в те звенья, которые привносят высокую добавленную стоимость». В переводе на русский язык это означает, что России в условиях членства в ВТО придется интегрироваться в «производственно-сбытовые цепочки» в качестве сырьевой колонии. В этом качестве она действительно будет приносить «высокую добавленную стоимость». Но доставаться она будет не нашему народу, а все тем же ТНК и ТНБ.
В общем, мы имеем дело с потоком «бессознательного». Кстати, о старике Фрейде. В своем выступлении Президент сделал очень многозначительную «оговорку по Фрейду». Вместо фразы «мы отстаивали и будем отстаивать наши интересы» Путин сказал: «Мы отставали и будем отставать». Некоторые СМИ, впрочем, пытались оправдать Путина, ссылаясь на то, что дикция Президента была «сбивчивой и неясной». В общем, создается впечатление, что «психотерапевт» сам нуждается в медицинской помощи.
Хочу также обратить внимание на то, что вопрос о ВТО слушался не на правительстве, а в Совете Безопасности. Власть, интуитивно (на уровне «бессознательного») почувствовала, что членство России в данной организации таит серьезные угрозы для государственной и национальной безопасности и, в конечном счете, для нее самой. Что проблему нельзя сводить лишь к экономическим и социальным издержкам. С моей точки зрения, первое даже важнее второго. Еще на этапе обсуждения вопроса о том, надо ли нам присоединяться к ВТО, я выразил крайнее недоумение по поводу того, что ведомства, отвечающие за национальную и государственную безопасность, хранили полное молчание.
Процитирую самого себя:
«А вот последствия присоединения России к ВТО для ее военной безопасности в наших СМИ не обсуждались вообще. В принципе с этого и следовало бы начинать процесс обсуждения, а решение о подписании и ратификации протокола о присоединении принимать после проведения соответствующей экспертизы. Естественно, что проводить или даже организовывать проведение экспертизы должно не министерство экономического развития, а соответствующие компетентные ведомства. На мой взгляд, в первую очередь, к ним следует отнести:
- Совет безопасности Российской Федерации (председатель - В.В. Путин, секретарь - Н.П. Патрушев);
- Правительство РФ (вице-премьер Д.О. Рогозин);
- Министерство обороны (А.Э. Сердюков);
- Министерство иностранных дел (С.В. Лавров);
- Федеральная служба безопасности (А.В. Бортников);
- Служба внешней разведки (М.Е. Фрадков);
- Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (В.А. Пучков).
Не помешало бы привлечение к экспертизе и других ведомств и организаций; среди них: Генеральный штаб Вооруженных сил РФ (Н.Б. Макаров), Пограничная служба (В.Е. Проничев), министерство внутренних дел (В.А. Колокольцев), министерство финансов (А.Г. Силуанов), министерство промышленности (Д.В. Мантуров) и ряд других.
Мне пришлось потратить несколько часов на изучение официальных сайтов указанных выше ведомств. Однако я не обнаружил даже намеков на то, что кто-то из государственных мужей хотя бы вскользь затронул вопросы, относящиеся к военной безопасности страны в связи с возможным членством России в ВТО…
Может быть, перечисленные мною выше ведомства и их начальники изучали вопросы военной безопасности России в контексте членства в ВТО, но в условиях строгой секретности? Но тогда результаты своих исследований они так или иначе должны были бы довести до «народных избранников», которым в самое ближайшее время необходимо голосовать по вопросу о ратификации протокола о присоединении России к ВТО. Однако, по моим данным, «народные избранники» над вопросами военной безопасности России в условиях членства в ВТО всерьез не задумывались. И никакой «информации для размышления» из «компетентных» ведомств не получали» (В.Ю. Катасонов. Присоединение России к ВТО, или почему мы не сможем кормить свою армию // Русская народная линия, 23.06.2012).
Сомневаюсь, что вопросы военной и государственной безопасности обсуждались на заседании Совбеза 21 ноября. По крайней мере, никаких следов такого обсуждения в наших СМИ я не обнаружил.
Из выше сказанного можно сделать некоторые выводы и обобщения.
1. На протяжении примерно полугода, когда в обществе происходило обсуждение вопроса о присоединении России к ВТО, власти занимались откровенным враньем. Говорили, что все «просчитано» и «учтено», что «приняты необходимые меры» и т.п. «Просчитывать», «учитывать» и «принимать» власти собираются только сейчас, через пять месяцев после ратификации протокола по ВТО. Впрочем, скорее всего, так и не соберутся. Власти живут обещаниями, а точнее - враньем. Это - признак «временщиков».
2. При переводе заявлений власти на понятный русский язык выясняется, что ее реальная цель - превращение страны в объект эксплуатации транснациональных банков и транснациональных корпораций.
3. На примере подготовки и принятия решений по ВТО четко высвечивается такая проблема, как полное бездействие тех министерств и ведомств, которые призваны отвечать за вопросы национальной и государственной безопасности в нашей стране.
Возврат к списку