Сегодня во сне я видела дивный сад.
Написав эту фразу я поняла, что она из песни, которую я пела колыбельной своим детям в их младенчестве.
Я в своем городе детства. Я молодая. Со мной ЛЛ (это мальчик из класса, о нем позже). Пойдем, я покажу тебе красивые дома. Говорю я. Где мы могли бы жить вместе. Не говорю я.
Я представляю эти дома себе во сне очень хорошо. Это прекрасный квартал красивых домов в том месте, где во времена моего детства был пустырь, и через этот пустырь я возвращалась из музыкальной школы домой. Поляны. Деревья. Фундаменты чего-то разрушенного еще во время войны. В руинах жил страх. Мимо развалин проходила дорога к школе, и в руинах обитала опасность.
В каких семьях надо родиться, чтобы жить в таких квартирах. Говорю я. Особых -имею в виду я- приближенных к власти, возможно. Я вижу отчасти элементы декора, лепнину, изгибы оконных обрамлений.
Пойдем, я покажу тебе сад. Говорю я ему . Мы подходим к решетке сада. Сад размером с детскую площадку. Ограждение похоже на ограждение Летнего Сада в С-П. Внутри сада сорняки и запустение. Разочарование. Пейзаж позднего лета.
Я в тревоге просыпаюсь, так как моя дочь все еще не вернулась домой. Время 0:30. Это был приятный сон.
Дочь вернулась, примерила новое купленное пальто, о котором мы говорили весь вечер накануне. Красиво, но не практично. Я ложусь спать, ей уезжать через пару часов. Питер. Красивые дома.
Второй сон этой же ночью. Я возвращаюсь в город моего детства. Зима, дороги забиты снегом. Ни проехать, ни пройти. Едет снегоочистительная техника и полицейские машины. Вижу свои дома, я с другой стороны этого сада ( из прошлого сна). Мне что-то надо взять из моего дома и уйти( книга, документ?). Я пересекла границу ( мой дом в другой стране), и мне надо снова возвращаться в Россию. Поезд пришел и скоро отходит, на него надо успеть. Сначала хотя бы до Питера, а потом до Москвы. Тревога. В доме никого нет, и я в него не попала или попала, но я уже возвращаюсь. Есть мысль, что мать моя в России. То есть не в доме. ( что странно, мать моя живет в том самом городе).
Я на границе, прохожу паспортный контроль. Иностранный пограничник. Я не понимаю, что писать. Распишитесь. Расписываюсь. Я пересекаю границу. Здесь начинается область Замка. Это мистический район между, там много чего есть, что-то происходит, ларьки, продажи сувениров, водопад(река), хрупкие мостки через него ( это уже из других снов, но мост есть реальный- это зона ничейности). Я туда хочу. Но мне туда не надо.
Ко мне подходит мужчина. Я вас узнал, вы брали у меня интервью. ( Когда то в юности я один сезон отрабатывала на местную газету, курсе на первом или втором). Я в вас влюблен. Веду его на возвышенность- посмотреть в сторону бугров. Вот такое слово. Там Россия, мне туда. Поднимаемся на холм ( у нас это называлось бастионы- остатки Северной войны со шведами). Я иду спиной, пячюсь и одновременно поднимаюсь на возвышенность. Спотыкаемся, падаем, причем, он откровенно падает на меня. В пальто. Как же это при людях то, и это как-то слишком откровенно, так спотыкаться и падать. Думаю я. Ощущаю его тело и его бугор. Вижу уже голую спину, пальто уже нет. Просыпаюсь. Это был сон про наслаждение. Дочери пора выходить на поезд.
Примечание: странный молодой человек ЛЛ из первого сна был в меня влюблен в детстве, потом с ним случилось расстройство, он всех бил почем зря, в том числе меня. Его боялись. Вырос красавчиком. Но опасен при контакте. В юности я видела его единожды- он был переодет женщинй и накрашен. Это время моей практики в газете в городе. Он был красив особой красотой. Этим летом я нашла его в сетях- оплывший буржуа, вроде женат, занимается бизнесом, живет в России, вся красота ушла, не узнать. Разочарование.
Фантазий о нем не было, он был слишком опасен. Это тот самый возраст, когда что-то заткнуло и пошло обходным путем, компромиссно я ринулась в социальную карьеру, заделалась учебным комитетом, и больше оттуда не выбралась. Мой маленький сад оказался в запустении. Запорошенность дорог и попытки вернуться в тот город и пройтись теми местами, увидев их красивыми и доступными- постоянная тема из снов.
Это несомненно сон про проникновение: в сад и в момент наслаждения. Проникновение влечет опасность. Сад запущен. Сад - метафора женского бугра (песнь песней Соломона).
Фигура преследователя во сне встречается дважды : полицейская машина ( следующая за очистительной техникой) и таможенник. Причем, вероятно, это таможенница. Что отсылает нас к фигуре матери, которой нет, но которая есть.
Встреченный персонаж из второго сна- напоминает сотрудника матери из времен детства. Он косвенно с нею связан, возможно, это указывает на фигуру отца и на скрытое желание к отцу, причем, персонаж открыто декларирует свое притяжение, в этом опасность.
Сон несомненно отсылает нас к эдипальному переживанию ( желание отца, тревога проникновения, страх перед матерью, вытеснение желания в сублимированную деятельность и, как результат, заброшенности своего сада)
Такое развернутое толкование несомненно возможно уже после трех лет постоянной терапии, когда материал о вытесненном желании и его отложенности сформировался и сформулирован достаточно прочно, уверенно и самостоятельно, и ранние сны о возвращении в родной город, СВЯЗАННЫЕ РАНЕЕ С ТРЕВОГОЙ И С ВОЙНОЙ, теперь сменились снами о наслаждении, снами о приятном, что постоянно возвращает нас к теме удовольствия вместо тревоги.
ПС: первоначальный запрос на терапию три года назад: тревога, связанная со взрослыми детьми, травматическое переживание после трагической смерти отца, разрыв и отказ о всех отношений, кризис среднего возраста, включающий профессиональную деформацию.
Переформулированный запрос после трех лет терапии: отношения и их возможность. В терапии используется эвфемизм «наслаждению»-«удовольствие.