Вот то, чего мне так долго не хватало в работе с сайтом и рекламными материалами! Классика инфографики еще с советских времен, воспоминание из детства - схема парка с указанием атракционов и их описанием. Я всегда залипал при ее разглядывании, хотя давно знал что где находится. Также не могу пройти мимо плакатов по технике безопасности - есть в них что то завораживающее :)
Оригинал взят у
sergey_kravtsov в
Язык образов. Первые шагиПривет. Публикую свою статью для сайта www.pedsovet.org. Оригинал статьи и обсуждение тут:
pedsovet.org/forum/topic5521.html Вы задумывались, как дети читают книжки с картинками? Они еще не умеют читать, но уже быстро понимают сюжет. Малыша трудно оторвать от любимой книжки или раскраски. А как насчет взрослых? Можем ли мы сделать с нашим учебным или презентационным материалом что-то, чтобы от него невозможно было оторваться? Думаю, да. Но сначала вернемся к детям.
Несколько слов об образах и их влиянии
Как же дети понимают сюжет книжки в картинках?
Еще до того, как мы учимся читать, родители с детства учат нас образному языку. Можно сказать, что это самый первый человеческий язык, который мы изучаем. Его преподают нам именно с помощью книжек и открыток. Глядя на них, вам любой ребенок сразу скажет, где лисичка, где зайка, а где жирафа. Даже если этих животных он в жизни не видел.
Тогда же формируется эмоциональная окраска и основные ассоциации для сравнения: "большой=сильный", "улыбается=добрый", "скалится=злой". Первое время ребенок воспринимает только эмоциональную окраску, не проводя анализа увиденного. Эмоционально окрасив персонажей, ребенок вживается в сказку и начинает чувствовать себя её героем.
В процессе жизни ребенок накапливает образы и ассоциации с ними. С возрастом образное мышление отступает, уступая место абстрактному: мы учимся читать текст, потом чертежи, формулы, и так далее, повышая абстрактность. Мы так же учимся подавлять, не замечать и контролировать свои эмоции, постепенно теряя осознавание силы, с которой они влияют на нас.
Однако эмоции влияют на нас не слабее чем в детстве. И когда мы начинаем управлять эмоциями читателя, восприятие становится эффективнее. Один из самых простых способов сделать это - правильно подобрать визуальные образы.
Как использовать визуальные образы в своей работе
Самые распространенные способы внесения образной составляющей в текст это:
- Визуализация данных
- Визуализация действий
- Разметка структуры текста с помощью выделений и пиктограмм
Визуализация данных нужна, чтобы заменить большие и трудно читаемые таблицы и текстовые данные картинками. Самый простой способ визуализации данных - построение диаграмм. Однако диаграммы, с одной стороны, не очень-то эмоциональны, а с другой - при больших объемах данных происходит перегрузка уже не текстом, а диаграммами. Поэтому в информационном дизайне существует целый арсенал методов визуализации данных.
Визуализация действий нужна потому, что текстовое описание действия почти всегда воспринимается хуже, чем его изображение. Как говорится: «лучше один раз увидеть».
Разметка структуры текста нужна, если вы хотите обратить внимание читателя на определенные блоки текста. Тогда этот блок можно выделить шрифтом, цветом или нарисовать пиктограмму (маленькое ассоциативное изображение).
Создание образного языка для материала
Использование любой системы визуальных вставок и выделений в тексте означает создание образного языка этого текста. Это очень важно, поэтому повторю еще раз: с того момента, как вы решаете визуализировать текст, вы начинаете работать с образным языком. Будьте аккуратны и внимательны по отношению к нему.
Существует один момент, который оказывает огромное влияние на качество визуализации - различия в образных языках. В отличие от языков, которые применяются для общения, набор образов и связанных с ними ассоциаций у каждого человека абсолютно индивидуален и зависит от его врожденных особенностей, воспитания, жизненного опыта и т.п. Если вы будете допускать неоднозначности в визуализации, обязательно найдутся люди, которые поймут вас неправильно. Построить единый для всех людей визуальный язык не представляется возможным.
Однако на практике это и не требуется. Ведь в нашем случае задача донести информацию до определенной целевой группы.
При создании образного языка используйте такие правила:
1. Сохраняйте структуру образного языка
Традиционно любая визуализация состоит из трех слоев:
- Образ (образы) первого плана
- Слой разметки
- Слой данных
Образ первого плана - это картинка, которая задает эмоциональный настрой и на которую удобно положить разметку и данные.
Разметка - это выноски, цветовые выделения, врезки и другие способы выделения структуры информации.
Данные - это текстовая, цифровая или другая информация, которую нужно донести.
Сначала подберите образы первого плана. Если это невозможно или вы по каким-то причинам не хотите использовать образы первого плана, то начните с разметки.
2. Обучите читателя визуальному языку
Это очень просто. Как в детской книжке или в комиксах - просто напишите, что означает это изображение. Если вы хотите показать распределение температуры цветом, напишите, что красное - это горячее, а синее - холодное. Если вы показываете распределение доходов граждан, напишите, что толстые - это богатые, а худые - это бедные. Если вы вводите пиктограммы, объясните, что восклицательный знак означает "обрати внимание", а вопросительный - "ответ на вопрос".
3. Не меняйте визуальный язык в пределах материала
Не создавайте вашему читателю лишних проблем. Если вы не можете использовать одну ясную систему обозначений, лучше напишите текстом. Кстати, сам факт, что вы не можете придумать образные обозначения для своей информации, говорит о том, что в ней что-то не так и читателю будет сложно её воспринять.
Ряд банальных правил визуализации
Визуализация должна быть привлекательной
Используйте крупные яркие иллюстрации, используйте крупные пиктограммы, для выделения используйте яркие цвета из подходящей цветовой гаммы.
Поработайте над шрифтами. Выберите хорошую шрифтовую схему.
Прочтите пару книг по информационному дизайну. Если нет времени - просто посмотрите десяток-другой примеров хорошей визуализации и выберите приемы, которые можете использовать в своей работе.
В конце статьи есть ссылки на книги по графическому представлению информации и примеры хорошей визуализации.
Читатель примеряет образы на себя
Наблюдая образ, читатель чувствует себя в нем. Если он видит одушевленный персонаж, он неосознанно ассоциирует его с собой или кем-то из известных ему людей, героев и т.п. Читатель всегда мысленно отвечает на вопрос: "Комфортно ли мне в этой картине?"
Это особенно важно при визуализации действий - если вы хотите научить людей делать что-то, вы должны показывать действующих персонажей похожими на ваших учащихся.
Это также верно при визуализации данных, когда используются простые фигуры, залитые цветом. Однако там больше играет роль цвет и общее впечатление от композиции (весело, скучно, радостно и т.п.).
Данные можно визуализировать, если вы можете представить их в виде достаточно понятной таблицы
Это не очевидно, пока не попробуете, но это так. Большинство методов визуализации предполагает работу с табличными данными. Если вы не можете представить данные в виде таблицы, значит у вас проблема с данными.
Все визуальные признаки: цвет, размер, тип заливки, сходство образов имеют значение
Все мы очень легко сравниваем "на глаз". На практике это означает, что вам нужно показывать визуально схожими подобные данные (или действия) и визуально различными те, которые не имеют подобия.
Цепочку действий можно визуализировать, если вы представляете её во всех подробностях
Чтобы проверить себя, просто нарисуйте карандашные эскизы всех действий цепочки. Для этого не нужно уметь рисовать - достаточно схематично обозначить действующие объекты.
Соблюдайте стиль и меру серьёзности
Стиль визуализации нужно подбирать, исходя из темы. Оценивайте общий эмоциональный настрой вашей графики и следите, чтобы он помогал восприятию, а не мешал. Помните, что визуализация воспринимается более эмоционально и менее осознано, чем текст, поэтому следите, чтобы вы визуально подкрепляли написанное, а не противоречили. То есть не стоит рисовать комиксы в научном отчете и не стоит рисовать черно-белые графики в популярной статье.
Основное требование к визуализации - здравый смысл
Визуализация нужна, чтобы стало проще читать. Поэтому - не усложняйте.
Как это можно использовать в работе прямо сейчас?
1. В пределах каждого учебного курса или презентации использовать визуальный язык для структурирования материала - разделять различные смысловые блоки цветами и обозначать пиктограммами.
2. Анализировать текст и определять, что можно подать текстом, а что - картинкой. Если при чтении текста у вас формируется четкий визуальный образ, будет лучше нарисовать его.
3. Использовать наглядные образные схемы, чтобы показать самое важное и главное по теме - плакатные страницы в книгах, майнд-карты по темам.
Вообще о майнд-картах (mind maps) и других видах схем можно написать не одну статью. Больше информации о них вы найдете по ссылке в конце статьи.
4. Изучать различные типы визуализации и научиться грамотно применять их вместо недостаточно информативных таблиц, графиков и т.п.
В конце статьи есть ссылки на книги по графическому представлению информации.
5. Использовать "виртуальных героев" и визуализацию действий для того, чтобы сделать материал ближе к читателю.
И самое главное - экспериментировать в реальной жизни. Именно обратная связь поможет вам сделать визуализацию по-настоящему эффективной.
А я желаю вам творческих успехов!
Что можно еще почитать и посмотреть по теме?
1. Блог по инфографике и информационному дизайну
www.vmestoslov.info. Здесь можно найти огромное количество примеров удачной визуализации, а так же здесь постоянно есть люди, которые заинтересованы в теме.
2. Там же можно посмотреть книги по графическому представлению информации
3. Информацию о том, что такое майнд-карты
смотрите на Википедии, о том как их применять в обучении и не только смотрите на
beleducation.ning.com 4. Книги и статьи по эйдетике и эйдотехнике - лично я рекомендую работы Игоря Юрьевича Матюгина и его учеников.
Оригинал статьи и обсуждение тут:
pedsovet.org/forum/topic5521.htmlВсе изображения взяты с блога по инфографике
www.vmestoslov.info