Очень хорошая статья об авторской песне. Все, что я всегда думала, но не могла складно выразить.
Оригинал взят у
gryzlov в
Михаил Богуславский об авторской песне в РоссииОригинал взят у
gryzlov в
Михаил Богуславский об авторской песне в России Михаил Богуславский (Челябинск) - журналист, поэт
http://ru.wikipedia.org/wiki/Богуславский,_Михаил_Борисович Направляю Вам ответ на Ваш непростой вопрос. Ответ несколько сумбурен и не совсем теоретически обоснован. Однако, по крайней мере, искренен, поскольку и меня волнует сформулированная Вами проблема.
Не будучи до конца уверенным в собственной компетентности в данном вопросе, все же попробую высказать некоторые соображения.
- Авторская песня как явление может существовать независимо от авторской песни, как течения культурной и художественной жизни нашей страны.
- Авторская песня как явление вызывается внутренним импульсом автора, которому в момент создания песни не важно, станет ли она частью организованного процесса (течения, музыкального или поэтического направления)
Грубо говоря, Александру Городницкому в момент написания песни «Жена французского посла» было глубоко и искренне наплевать, позовут ли его на фестиваль, станут ли записывать на магнитофоны и в тетрадки его новую песню, как её оценит строгое и справедливое жюри. Именно в этом весёлом или печальном, но искреннем наплевательстве и кроется жизнеспособность авторской песни, как явления.
Писали, пишут и будут писать!
- С другой стороны авторская песня как течение хронически и тяжело больна с самого момента появления крупных фестивалей (Грушинского, Ильменского, «Гринландии» и т. д.).
Способность отечественных организаторов (в дальнейшем оргов) формализовать и структурно упростить любое действительно творческое (простите мне это слово, но синонима пока не подобрал) явление проверена годами и многими фестивалями.
Здесь я говорю не о тех оргах, кто ночами строит эстрады, таскает на своем хребте тонны звуковой аппаратуры, выстраивает график выступлений, чтобы все могли услышать, скажем, «Адриана и Александра», поит кофе с коньяком промокших под волжской грозой бардов, пишет протоколы для предъявления их ждущей лауреатства бард-молодёжи и т. д. Не о тех незаметных тружениках, без которых невозможно проведение столь масштабных музыкальных действ.
И здесь дело даже не в попытках «оседлать» данное музыкально-поэтическое течение. Хотя такие попытки предпринимались, предпринимаются и будут предприниматься. И неизбежны седобородые апостолы, полагающие себя святее не только папы римского, но и самого Христа, равно, как и молодые Савлы, стремящиеся к низвержению первых с целью занять их место.
Как у человека, не причастного напрямую к процессу формирования идеологии того или иного фестиваля, а просто приезжающего на него работать, у меня возникает ощущение, что многим рулящим фестивалями неплохо бы прочитать роман Г. Л. Олди «Шмагия», который ответил бы на многие вопросы.
Если задаться строгим вопросом, зачем нужна авторская песня, то за исключением полутора десятков имён (действительно талантливых музыкально и поэтически), для остальных она является прибежищем аутсайдеров или немедикаментозной защитой от аутизма.
Романтики нам не хватает. Ненастроенной гитары у дымящего костра, промокшей палатки, заунывных песен «за жисть». Плохо заваренного дешевого чаю с сосновыми иголками, подгорелой каши, «Доширака», очередей в туалеты, трёх-четырёх бессонных ночей, после которых любая банальность выглядит гениальной.
Но и у этой медали на фестивалях есть оборотная сторона. Профессиональные звукорежиссеры по три-четыре часа отстраивающие звук на эстраде, барды, не представляющие как это можно играть без «подключки», гитары по цене автомобиля, жёсткая борьба за прайм-тайм и право закрывать концерт, аккомпаниаторы с консерваторским образованием. Это уже почти профессиональный подход.
- Появление среди создателей авторской песни так называемой «профессиональной прослойки», т. е. тех, кто зарабатывает на жизнь этой самой песней, неизбежно ставит её в реальном смысле этого слова (а не в духовно-философски-богоискательном), в один ряд со всей т. н. популярной музыкой (фолк, рок, рэп, техно, попса и т. д.).
- Авторская песня как течение неизбежно идёт к своему печальному финалу и по второй причине. В связи с полным и безоговорочным оболваниваем населения (ЕГЭ, бакалавриат, Болонский процесс и т. д.) исчезает та питательная среда, которая порождала данную песню. Так называемая «читающая молодёжь», которая и раньше не являлась большей частью молодёжи, но считалась «модной» за счет активности и приложимости её знаний к реальной жизни, теперь вымывается и становится абсолютно минимальной. Её процент можно считать близким к нулю в пределах погрешности расчёта и измерения.
Иначе говоря, «зритель голосует ногами». Пустовато в залах, где выступают барды. Яркий пример, Челябинская область, где в небольшом городе Миассе хозяйка кафе «Семь вечеров» может позволить себе пригласить первых лиц авторской песни. Она может рискнуть своим кошельком. А миллионный Челябинск не может себе этого позволить, т. к. орги не соберут зал.
Барды есть, слушателей не хватает. Ещё одно тому подтверждение, интернет-заметки на полях последнего Грушинского фестиваля, где десятки зрителей и участников единодушно отмечают пустоту на Третьей эстраде. И это та самая эстрада, где у Забашты места на вечерние концерты занимали с обеда, а право выступить на ней ценилось куда выше лауреатского звания. В то время как более узко и неформально позиционировавшие и структурировавшие себя эстрады собирали зрителя. И весьма.
Ergo:
- Авторская песня как явление никуда не денется. Что, кто-то может запретить Аполлону Григорьеву или Михаилу Кочеткову писать песни и петь их?
- Авторская песня становится всё более социально-беззубой. Последнее на моей памяти острое выступление _ Григорий Данской на Горе Грушинского фестиваля с «Дедом Морозом».
- Разделение на песню «не для всех» (мой любимый 2К и т. д.), туристское, танцевальное и чисто музыкальное направления становится всё более очевидным. И оргам приходится это учитывать, создавая площадки типа «Азия+», «Костровая», «О”стров!» и иже с ними.
- Авторская песня как течение будет сливаться с другими музыкальными жанрами и, скорее всего, успешно растворится в них, поскольку в отличие от т. н. «животной» (негритянской, не путать с джазом!!!) музыки не имеет прямого посыла к инстинктам, которые быстрее всего просыпаются в юной человеческой особи.
- Поклонники авторской песни смогут успешно тусоваться в СС (ВКонтакте, Facebook и им подобных). Есть же сайты поклонниц Муслима Магомаева, Софии Ротару и других.
- Барды смогут ездить на любимые фестивали, которые окончательно возьмет под крылышко власть. Потому как ещё Екатерина Вторая писала: «Народ, который поёт и пляшет, зла на государя держать не будет». (Цитата не совсем корректна, но желающие найдут точную формулировку). Там орги продолжат проводить «беличьи бега»: а) мастерские, где за 15 минут надо объяснить молодому автору его просчёты и ошибки, б) трёхэтапное жюрение, где в «одной телеге упряжены» люди порой совершенно противоположных эстетических, да и моральных принципов, в) «детские республики», где великие энтузиасты-педагоги (которых я искренне уважаю!) пытаются заменить детям полноценный отдых в лесу у речки на непонятное псевдотворчество, г) «чайханы», где юмор не ниже пояса, а ниже плинтуса, д), е). Ну, и так далее. Каждый может дальше дописать сам.
И «Аз есмь грешен» с любопытством приплетусь на один из таких фестивалей. Потому что вдруг там, среди» многих званных» вдруг смогу услышать Андрея Корфа, Илью Оленева или Маргариту Аглиуллину.
Велика талантами земля наша. И не все из них считают рифму недостатком стихотворения. И не всем надо объяснять, что минусовка _ не всегда друг барда.
Доживем до нового фестиваля. «А вдруг?!» Как говорит герой одной бессмысленной и очень популярной телерекламы.
С уважением
Михаил Богуславский