Как-то Наталья насела на меня, чтобы мы написали статью в журнал «Планета единоборств» по китайской системе оздоровления цигун. Как я ни отбрыкивался и ни убеждал ее, что это не мой профиль, в самый последний день перед сдачей в печать пришлось сесть и написать. Как ни странно, статья получилась и ее опубликовали в №1 (09) журнала за сей год. Поэтому осмеливаюсь привести ниже ее сокращенный вариант. На этот раз без стихов…
Каждый из нас по-своему боится смерти. В этом, очевидно, и заключается одно из отличий человека от животного. Человек заранее знает о своей кончине и всячески стремится ее отсрочить. Вокруг этого смертопамятованья построены все религиозные и нерелигиозные философии. Большинство из них дает ту или иную модель существования после смерти. От вечного пребывания в Раю или аду (кому как воздастся) до перевоплощения в людей, в животных и даже в неодушевленные предметы (кому как придется).
С давних пор подход к здоровью, вопросам жизни и смерти условно разделен на два направления: «восточное» и «западное». «Восточный» человек старается понять мир и свое место в нем, как единое целое; «западный» - стремится расчленить бытие, проанализировать его составляющие и на основе этого анализа создать общую картину. Как на «западном», так и на «восточном» пути есть свои достижения и свои проблемы.
Волны этих мировоззрений накатываются друг на друга, создавая причудливые картины интерференции и стремясь объединить необъединяемое. Возникают философско-религиозные химеры вроде теософии, из которых каждый извлекает что-то свое, стесняясь признать, что в целом ничего не понимает. Мировоззрения Востока отражаются на Западе, искажаясь до неузнаваемости. Например, для «восточного» человека явление реинкарнации имеет резко негативный смысл. Он старается после смерти не воплотиться в этом мире страданий. «Западный» человек видит в реинкарнации утешение, т. е. то, что он не умрет, а снова воплотится для жизни.
В попытках глубже понять смыслы жизни и смерти появляется растерянность, человек душой и телом снова погружается в омут бытия или попадает в плен разных религиозных конфессий и сект (что, порой, одно и то же). Но ведь мы не всегда были «восточными» и «западными». Все человечество имеет одни корни и, как всегда, в стрессовых ситуациях лучшей помощью является возврат к основам. Основам, которые ближе к первоосновам, нас всех объединяющим.
Например, многим христианам неизвестна практика исихазма, восходящая к египетским старцам-монахам. Главной в исихазме согласно учению св. Григория Паламы является концепция нетварных Божественных энергий, действующих в мире и человеке. Недавно для нас вновь открылась практика непрестанной внутренней молитвы, так описанная в Добротолюбии: «сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т.е. мысль из головы в сердце». Ничего не напоминает? И я не удивлюсь, если вам неизвестно, что Будда был в свое время канонизирован в христианстве под именем святого царевича Иоасафа (см. «Повесть о Варлааме и Иосафе» - памятник древнерусской литературы ХІ-ХІІ веков).
Но вернемся в наше время «стрессов и страстей»…
К сожалению, стало забываться, как в Украине в 1980-е годы появилось учение Порфирия Иванова «Детка». Иванов проповедовал открытость Природе, вел аскетический образ жизни, ходил зимой и летом в одних шортах, окунался в проруби и обливался ледяной водой. Проповедь его сводилась к простейшим, на первый взгляд, установкам, главной из которых является отсутствие страха перед Природой. Поверившие ему (а их были тысячи) с удивлением замечали, что подобные «мероприятия» позволяют избавиться от разных болезней, повышают иммунитет к стрессовым ситуациям, которых в конце 1980-х - начале 1990-х сложилось немало. Так один из соавторов этих строк избавился от астмы, поразившей его вскоре после Чернобыля.
Когда через самиздат, а потом и официально, стали публиковать литературу по йоге и жизнеописания знаменитых йогов, мы с удивлением заметили сходство между ними и Ивановым. Чего стоит история того же Миларепы, сумевшего пережить суровую зиму в пещере без еды и тепла. Более того, стало известно, что гималайские йоги выработали внутреннюю технику, позволявшую заниматься «самообогревом». Впрочем, пример такого «самообогрева» можно было наблюдать тут, рядом - на Луганщине. Правда, йогам, имевшим «поддержку в обществе», было легче, чем Иванову. По крайне мере, в «психушки» их не сажали, а наоборот, почитали и возвеличивали.
Занимаясь по системе Иванова, мы почувствовали нечто, противоречащее привычным стереотипам. Например, после выхода из проруби на морозный воздух тело первые пять минут пронизывал поток тепла, ты находился как бы в коконе из пара и мог спокойно одеться даже в сильный мороз. Особенно сильно подобный разогрев происходил при полном окунании, с головой. А в морозец 2…5 градусов и при солнце вообще хотелось загорать.
Нам эта практика позволила непосредственно ощутить свою энергетическую связь с Природой, стать ее «деткой». Поэтому мы были по-своему подготовлены принять появление в Украине китайских учителей тайцзицюань Му Ван Ченя (стиль Ву) и Му Юй Чуня (стиль Ян). Первый изящно ввел нас в этот энергетический танец с помощью незабываемой Мао Мао (киевской художницы, погибшей от несчастного случая). Он наглядно показал, как тело и энергия могут перетекать в пространстве, создавая с ним одно целое. Му Юй Чунь научил работе с формами, жесткой отработке техники. Его обучение было прагматичным, подчеркивающим боевой аспект практики. Конечно, тайцзи, в первую очередь, - боевое искусство. Но все-таки нам чего-то не хватало …
Это «что-то» появилось в Киеве и в Украине вместе с мастером Сюи Минтаном - основателем школы Чжун Юань цигун. Сейчас открыты широкие возможности ознакомления с практикой цигун. В книжных магазинах и в интернете можно найти массу литературы по этой теме. Существуют конфуцианское, даосское, буддийское, медицинское и боевое направления цигун. Но мы не будем утомлять читателя описанием разных систем и техник цигун, поскольку в их основе лежат одни и те же принципы. Те же принципы, что и в основе «Детки» Иванова, йоги и тайцзицюань.
Общепринятая интерпретация термина цигун звучит как «работа с ци». Где «ци» - это некая «энергия», имеющая смысл, более широкий, чем физическая энергия. Ци включает три компонента: материальный, энергетический и информационный. Умение управлять этими компонентами и является гун.
Главный принцип цигун заключается в энергетическом единстве человека и Природы, человека и Космоса. Этот принцип существовал всегда. Практикующих цигун не могут смутить или удивить слова Гермеса Трисмегиста: «Эта сущность восходит от земли к небу и вновь нисходит на землю, воспринимая силу высших и низших…Эта сущность есть сила всех сил… Так сотворен мир» (Изумрудная Скрижаль). Подобных цитат можно привести массу и из других, не менее древних и авторитетных, источников. А сколько их не дошло да нас! Очевидно, что во все времена мудрецы независимо приходили к одинаковым выводам.
Название Чжун Юань цигун дано по имени Среднекитайской равнины, в которой размещен знаменитый монастырь Шаолинь и откуда родом мастер Сюи Минтан. Однако название системы - многопланово. Его можно интерпретировать как «срединный путь». Физиологически эта система привязана к срединному или пронизывающему каналу Чжун-май, являющемуся энергетической осью человека. Осью, через человека связывающей землю и небо, материю и дух. Внешне несложные (ох, уж эта кажущаяся несложность!) упражнения позволяют открыть этот канал и установить его связь с внутренними энергиями человека и внешними энергиями Природы, Космоса.
В итоге: «То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу …» (Гермес Трисмегист, Изумрудная Скрижаль). Недаром мастер Сюи Минтан относит возникновение системы Чжун Юань цигун к 5-му тысячелетию до н.э.
Мы не будем в рамках статьи пытаться охватить эту необъятную тему. Здесь отметим, что наше восприятие различных учений и систем, часть из которых упомянута выше, коренным образом изменилось после ознакомления с системой Чжун Юань цигун. Так тайцзицюань стал не просто набором «стандартных» форм, заучиваемых и повторяемых в определенной последовательности. Он начал восприниматься как система, сочетающая внутренние и внешние энергетические потоки с физическими движениями. Собственной динамической моделью вечной игры инь и ян, пустого и полного, горячего и холодного, женского и мужского начал.
С детства знаком один нехитрый прием. Если ты, идя куда-то, вдруг забываешь, зачем идешь, вернись обратно. И вспомнишь…