На борту "будущего ледокольного флота"

Apr 16, 2017 15:30

В последних числах марта в Архангельске состоялся международный арктический форум "Арктика территория диалога". В рамках форума работали экспозиции, на которых были показаны современные российские технологии для освоения Севера. Участники продемонстрировали отечественные прорывные технологии в сфере ответственного освоения ресурсов и охраны окружающей среды.



Одним из самых крупных "натурных" объектов экспозиции стал ледокол флота ФГУП "Росморпорт" "Новороссийск". Во время Арктического форума появилась уникальная возможность попасть на ледокол, которой я и воспользовался.

На борту "Новороссийска" меня встретил капитан ледокола Ярослав Вержбицкий и рассказал о ледоколе, об экипаже и о суровых трудовых буднях.

- Ярослав Ярославович, расскажите, как вы стали капитаном ледокола "Новороссийск"? Долго к этому шли?

- В 1991 год закончил Государственную морскую академию имени адмирала С.О.Макарова в Санкт­-Петербурге. После этого работал, в основном, на небольших танкерах. В 2008 году получил возможность ознакомиться со спецификой работы на ледоколе. Капитаном стал в 2009 году на ледоколе "Санкт-­Петербург" проекта "Москва". После этого - опять же капитаном на ледоколе "Владивосток", затем "Новороссийск".

2. Ледокол "Новороссийск" у причала Красной пристани в Архангельске.


- "Новороссийск", как и "Владивосток", ледоколы одного проекта - 21900М. Есть ли между ними какие-нибудь отличия?

- От "Владивостока" никаких отличий нет, они совершенно одинаковые. Немножко отличается ледокол "Мурманск", он второй в серии. У него есть наружный лифт, который можно использовать для подъема людей с ограниченными возможностями, а на "Владивостоке" и "Новороссийске" такого нет.

3. Ходовой мостик ледокола.


- Как вы готовитесь к работе на новом ледоколе?

- Как я уже говорил, до "Новороссийска" я уже работал на ледоколе этого проекта. Они друг от друга практически не отличаются. Поэтому сложностей с тем, чтобы овладеть умением управлять новой техникой, у меня не возникло.

4. Центральный пульт управления на ходовом мостике.


- Расскажите об основных задачах ледокола "Новороссийск"

- Основная задача ­- ледокольное обеспечение движения судов на вход и на выход из порта. Проводить мы можем как методом лидирования, так и на буксире. Если совсем сложная ситуация, то берем на буксир, потому что зачастую балластные суда не могут идти самостоятельно, несмотря на достаточно широкий канал, либо в ситуации сильного сжатия.

5. Вертолётная площадка


- Есть ли у "Новороссийска" и ледоколов проекта 21900 какие-то особенности, которые могут отличать их от классических ледоколов?

-­ Ледоколы, построенные в последние годы, управляются с помощью поворотных винто­рулевых колонок или азиподов. Если классические ледоколы маневрируют посредством руля, то здесь вращаются сами винты, установленные на колонках. Таким образом ледокол и маневрирует.

6.


- Насколько востребована 16МВт установка?

- Ну, у нас уже получается не 16МВт, а 18МВт. Мощнее. 16МВт стоит на ледоколах "Москва" и "Санкт-Петербург". Сама установка востребована! Мы оказались в нужное время и в нужном месте. В Белом море обычно работают два линейных ледокола: "Диксон" и "Капитан Драницын". В этом году "Капитан Драницын" остался на зимовку на Чукотке, мы выполняем его работу.

7. Машинное отделение.


-Тяжело ли работать на ледоколе?

- Тяжело ли? Ну видите ли, если работа нравится, то она не будет тяжелой.

8. Ходовой мостик.


- Расскажите о своем рабочем графике. Судя по вашей работе в Белом море, вы почти не спите?

- То, что люди находятся здесь постоянно, это не означает, что они работают круглые сутки. Существует график, во время работы на ледоколе в навигацию люди работают четыре часа через восемь. То есть четыре часа работают и восемь отдыхают.

9. Ледоколы ФГУП "Росморпорт" "Новороссийск" и "Капитан Чадаев" во время проводки атомной подводной лодки "Орел".


- Есть ли на ледоколе российское оборудование?

- Сам ледокол построен в Выборге на Выборгском судостроительном заводе. На ледоколе много иностранного оборудования, но также немало и российского. Например, здесь много систем российской компании "Транзас", там и картография, и связь, и многое другое.

10. Пульт управления на левом крыле ходового мостика.


- Сколько человек в экипаже?

- Несмотря на размеры ледокола, весь экипаж насчитывает 29 человек. Благодаря современным технологиям, автоматизации, нет необходимости в большом количестве людей.

11. ЦПУ - центральный пост управления машинно-котельного отделения.


- Может ли в свободное время экипаж покидать ледокол?

- Если ледокол находится у причала, как сейчас, то у членов экипажа, которые не находятся на вахте или на рабочем дне, нет к этому никаких препятствий.

12. Мастерская и склад.


- Как экипаж отдыхает?

- Для отдыха экипажа на нашем ледоколе есть все необходимое. У каждого члена экипажа отдельная каюта, оборудованная санузлом. Также в каждой каюте есть розетка для интернета, у нас действует судовая сеть.

Кроме того, у нас есть сауна с бассейном, спортзал с тренажерами, бильярд, телевизоры почти в каждой каюте.

13. Каюта.


- Какой рейс вам запомнился больше всех?

- Больше всего мне запомнился рейс на ледоколе "Санкт-Петербург". Несколько лет назад его направили в порт Сабетта, и тогда я в первый раз увидел Арктику.

14. Медицинский блок.


- Скажите, попадали ли вы в критические ситуации и как вы из них выбирались?

- Слава Богу, таких безвыходных ситуаций не было. Мы пытаемся такие ситуации предотвращать. Если возникает такая ситуация, значит, была допущена какая-то недоработка. Нужно стараться все предусматривать заранее.

15. Стационар.


- Были трудности в Белом море?

- В этом году, по рассказам тех, кто здесь раньше работал, ситуация значительно легче, потому что в конце марта Белое море почти очистилось ото льда.

Лед остался только в горле Белого моря. Но трудности были. Когда мы вошли туда, там была сложная ледовая обстановка, были большие ледовые поля с торосами. Они создавали значительные сложности при проводке судов, несмотря на то, что ширина проводимых судов значительно уступала ширине ледокола. За нами оставался канал шириной порядка 26 метров, а суда, которые мы проводили в большинстве шириной 16-18 метров. Хотя им за нами было легко идти, наличие торосов зачастую усложняло их ход. И в этом отличие от ситуации в Финском заливе, где лед бывает толстый, но торосов в таком количестве не бывает.

16. Каюта для пассажира с ограниченными возможностями.


17. Санузел каюты для пассажира с ограниченными возможностями.


- Читал, что в Белом море вы не только проводите суда, но и проходите ледовые испытания?

- Нет, это неверно. Ледовые испытания у нас планируется в Карском море в апреле. Там в это время можно найти лед соответствующей толщины и прочности. Чтобы корректно провести ледовые испытания, мы должны работать по полутораметровому льду и непрерывно двигаться по метровому.

Также, когда мы пришли в Белое море, то в течении трех недель проводили испытания новейших беспилотных летательных аппаратов, построенных в России.

18. Многоцелевой беспилотный вертолет Camcopter S-100 на вертолетной площадке ледокола "Новороссийск".


- Были сложности с проходом в город Архангельск?

- Лед был не толстый, поэтому зайти сложностей не было. Перед нашим проходом судоходный канал Северной Двины был расширен с 20 метров до 26 таким способом, чтобы не повредить пешеходные переправы с материка на острова, которыми пользуются люди. От нас требовалась большая аккуратность при движении.

19. Столовая экипажа.


20. Камбуз.


- Во время международного арктического форума "Арктика - территория диалога" ледокол находится здесь как один из экспонатов выставки. Говорят, его использовали в роли гостиницы. Так ли это?

- Да, наш ледокол был в роли экспоната международного форума "Арктика - территория диалога". А по поводу гостиницы, это преувеличение. Здесь проживали только представители Росморпорта в количестве 10-12 человек.

21. Кают-компания.


- Есть ли у вас увлечения?

- Люблю читать.

22. Бассейн.


23. Сауна.


- Каким вы видите будущее ледокольного флота России?

- Мы сейчас на будущем ледокольного флота и находимся! Стоит отметить, что на Балтийском заводе строят еще более мощный дизель-электрический ледокол - "Виктор Черномырдин".

24. Бильярдная.


- Гордитесь ли вы своей работой?

- Да. Не только горжусь, а еще она мне нравится, и мне за нее еще и деньги платят.

25. Кормовая шахта трапов и спуско-подъемное устройство с рабочим катером.


- Как вы любите проводить свой отпуск и сколько он длится?

- Отпуск длится 28 дней. Также за время навигации накапливаются отгулы, которые можно брать и отдыхать. Живу я в пригороде Санкт-Петербурга, и мой отпуск - это приведение в божеский вид своего загородного дома и участка.

26. Вырез в кормовой части с "кринолином" для буксировки судов вплотную.


- Ярослав Ярославович, спасибо вам за интервью и экскурцию по ледоколу "Новороссийск". Впечатлен условиями для экипажа. Это не ледокол, а настоящий круизный лайнер для северных морей. Успехов вам в столь нужном деле!

Олег Кулешов

Проект 21900М, Проект 21900М. "Новороссийск", Интервью

Previous post Next post
Up