Спасение экипажа - дело рук самого экипажа. Как правильно покидать борт тонущего корабля и спасать товарищей, учат будущих офицеров в Военно-морском институте ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" в Санкт-Петербурге. Специально для портала "Защищать Россию" и блога Фото Флота я и Анастасия Воскресенская подготовили материал посмотрели, как проходит надводная спасательная подготовка курсантов.
Занятия по надводной спасательной подготовке начинаются со второго курса и повторяются ежегодно. Тренировки проходят в режиме факультатива, на них отводится порядка 12 часов в семестр. Особенно актуальны подобные занятия перед тем, как у курсантов начинается практика на флоте. Без соответствующей отметки они не попадут на действующий корабль.
Бассейн, в котором проходят занятия, создан специально для тренировок курсантов. Температура воды в чаше бассейна - 26 градусов. Вышка сделана как борт надводного корабля, ее высота - три метра.
Во время тренировки курсанты в индивидуальных спасательных средствах прыгают с вышки. Главная задача - довести до автоматизма выполнение простых, но жизненно важных элементов. Например, обязательно нужно осмотреть место, куда человек планирует приводняться, и прикрыть рот и нос рукой, чтобы избежать рефлекторной остановки дыхания при вхождении в воду.
Основное время тренировки отводится на отработку действий при погрузке личного состава на спасательные плоты.
2.
Плот - ПСН-10М - надувное коллективное спасательное средство, предназначенное для спасения людей во время вынужденной посадки на воду. Его вместимость - 10 человек.
На судне плот хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных пластмассовыми болтами. Они разрываются от внутреннего давления газа при надувании плота. Размер контейнера приблизительно 100*40 см. Количество плотов на судне рассчитывается исходя из общего количества людей на борту плюс резервные 10%. Так что, такой истории как на «Титанике» не случится - на каждого члена экипажа есть спасательное место.
3.
Сегодня ПСН есть на всех надводных кораблях и подлодках ВМФ. Процесс «спасания» начинается только по команде «приготовиться к покиданию аварийного корабля». До этого момента личный состав должен бороться за живучесть судна. По команде экипаж перемещается к точке сбора - месту, где расположены контейнеры с плотами, а также индивидуальные спасательные средства. Прежде чем покинуть корабль, каждый член экипажа надевает спасательный жилет или нагрудник. В некоторых случаях помимо жилета надевают гидротермокостюмы, защищающие от переохлаждения.
4.
После команды "покинуть корабль" плот сбрасывают на воду. Надувается ПСН автоматически. Конструкция плота выдерживает влияние окружающей среды в течение 30 суток.
Штатная комплектация ПСН включает запасы воды и пищи, средства заделки пробоин (материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы), аптечку первой помощи, рыболовные принадлежности и другое. Плюс к этому личный состав забирает с корабля все, что можно забрать. Грузоподъемность плота - 10 человек плюс 10 человек. Выходит, на борт ПСН можно взять или еще столько же людей, или соответствующее по весу имущество.
5.
После того, как плот раскрылся, происходит покидание аварийного судна. Если есть возможность, то ПСН подтягивают за линь к борту корабля и переходят на плот. Если же перейти на спасательное средство невозможно, то личный состав прыгает в воду, а потом залезает на плот.
Прыжок совершается строго ногами вниз. Взгляд при этом должен быть направлен вперед. Чтобы не получить удара по подбородку, нужно удерживать индивидуальное спасательное средство.
6.
После прыжка курсанты отрабатывают в воде положения для согревания: "HELP" - поза эмбриона: руки прижаты к боковым поверхностям туловища, ноги согнуты и поджаты к животу; "Груда" - все собираются в кучу, обхватывают друг друга за плечи и согревают; положение "Колонна", при котором люди находятся друг за другом. Ноги при этом должны быть поджаты, корпус тела откинут назад. Последнее положение применяют при сильном волнении моря.
7.
На каждой тренировке в бассейне присутствует водолаз. Его задача - быстро доставить курсанта к бортику в случае травмы при приводнении.
После отработки прыжка и положений в воде начинается основная часть тренировки - посадка на плот. Он может раскрыться неправильно, то есть находиться на воде в перевернутом состоянии. Тогда один из членов экипажа должен забраться на "днище" и потянув за специальные лямки оттянуть спасательное средство на себя и перевернуть его.
8.
Забраться в плот не так просто. Нужно лечь животом на бортик, упереться ногами в трап и затем подтягивать себя внутрь спасательного средства. Тот, кто находится внутри ПСН, помогает забраться в плот следующему - придерживает за воротник спасательного жилета и под локоть.
9.
Когда все спасенные разместились внутри плота, спасательное плавсредство должно отойти от тонущего корабля на безопасное расстояние. Для этого на ПСН есть два плавучих складных весла и два плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия плота прикрепленный якорь раскрывается автоматически.
Помимо этого на плоту автоматически включается лампочка и дальше для спасенных начинается "Выживание в условиях автономии" - теоретическая часть курса "Надводной спасательной подготовки".
10.
Плот одноразовый - после спасения экипажа его утилизируют. Именно поэтому в институте он находится уже в раскрытом виде. Инструкторы отмечают, что одного ПСН хватает на год тренировок.
Кстати, не забывайте, что у меня есть
репортаж о том как учат управлять кораблём в Военно-морской академии Санкт-Петербурга.