Наконец написал для сайта "
Защищать Россию" о субмарине "
Тритон-1М". В конце 1960-х руководство флота начало прорабатывать варианты создания новых мини-субмарин - носителей боевых пловцов, которые могли заменить устаревший первый отечественный носитель диверсантов «Тритон». Для этой цели в 1966 году в проектном бюро «Волна» началась работа по созданию группового подводного носителя типа «Тритон-1М». Создание мини-субмарины велось под руководством Я.Е.Евграфова, с 1970 года - Е.С.Корсукова, с 1971 года - Л.В.Чернопятова, с 1972 года - С.А.Дементьева.
Будущую субмарину планировалось использовать для следующих задач: патрулирование акваторий портов и рейдов; осуществление поиска подводных разведчиков и диверсантов противника; скрытная доставка и постановка мин заграждения и диверсионных подрывных зарядов; высаживание и эвакуация водолазов-разведчиков; исследование морского дна; ремонт трубопроводов и подводных сооружений.
1. Тритон-1М в музее Балаклавы. Автор не известен.
«Тритон-1М»Эскиз проекта «Тритон-1М» был готов в 1968 году. Одновременно велась работа контрагентами, которые делали аппаратуру и различные технические средства для лодки. В 1969 году завершили разработку технического проекта мини-субмарины и уже в мае 1970-го он был утвержден ВМФ СССР. Это позволило коллективу ЦКБ «Волна» начать разрабатывать рабочие чертежи и техническую документацию на «Тритон-1М», и уже в сентябре вся документация была передана на Ново-Адмиралтейский завод, после чего началось строительство первых мини-субмарин типа «Тритон-1М». Проект получил номер 09070.
Корпус мини-субмарины был сделан из алюминиево-магниевого сплава. Движителем служил винт, который приводился в движение при помощи электродвигателя П32М (номинальная мощность 3,4 кВт). Управлялся аппарат при помощи движительно-рулевого комплекса ДРК-1 и автоматической системы управления рулями «Саур».
2. Тритон-1М на испытаниях.
В 1972-1973 годах первая мини-субмарина «Тритон-1М» прошла испытания, после чего началась серийная постройка.
«Тритон-1М» - аппарат мокрого типа: в проницаемой, заполненной водой кабине сидят два водолаза с дыхательными аппаратами. Пульт управления, аккумуляторный и электромоторный отсеки непроницаемы для воды.
3. Тритон-1М (Макет?) на испытаниях.
Доставка к месту проведения операций производилась с помощью надводных кораблей и судов. Спуск мини-субмарины на воду выполнялся при помощи обычного грузового крана грузоподъемностью не менее 2 тонн. В базе субмарины хранились на транспортных тележках.
. Тритон-1М в парке Победы г.Саратова. Автор не известен.
Всего заводом за 1973-1980 годы было построено 32 мини-субмарины «Тритон-1М». Их эксплуатация велась до конца 1980-х, после чего началось массовое списание. Есть вероятность, что несколько мини-субмарин еще остались в боевом составе ВМФ России, ВМС Азербайджана (в/ч №641 на мысе Зых на окраине Баку) и ВМС Украины (в/ч №А-1594 в Очакове).
На сегодняшний день известно о четырех сохранившихся экземплярах, которые находятся в музеях:
Саратов, Парк Победы.
Балаклава, Военно-морской музейный комплекс.
Самара, городской парк.
Владивосток, остров Русский.
Тактико-технические данные проекта:
- Экипаж - 2 человека,
- Автономность - 7,5 часов,
- Длина транспортировщика - 5 м,
- Ширина - 1,43 м,
- Высота - 1,38 м,
- Скорость подводная полным ходом - 6,5 узлов (11,2 км/ч),
- Дальность плавания подводная - 37,3 миль,
- Водоизмещение - 3,6 тонны,
- Вес - 1,6 тонны,
- Глубина погружения - 40 метров,
- Транспортировщик может оставаться без движения на грунте до 10 суток. Он оснащен магнитным компасом, радиостанцией, гидроакустической станцией МГВ-3, автоматической системой движения по курсу.