Прогулка на Большую Муксалму.

Jul 20, 2010 13:16

Пожалуй, рассказ про Соловецкие острова я хочу начать с прогулки на о. Большая Муксалма. К сожалению, это маленькое путешествие было чуть ли не единственным самостоятельным на архипелаге (остальные достопримечательности мы осматривали организованно с экскурсиями из-за дефицита свободного времени).
До Муксалмы мы решили доехать на велосипедах, которые взяли в одном из прокатных пунктов, этот бизнес на Соловках ныне процветает. Пункт оказался круглосуточным, поэтому о времени можно было позабыть (часы показывали около 19.30, но 10 км на велосипеде не страшили абсолютно). Велосипеды мы нашли вполне неплохие и двинулись в путь.


Основной целью нашей поездки был даже не сама Муксалма, а дамба, соединяющая его с Большим Соловецким островом. Дамбу эту построили монахи в 1860-е гг. из крупного валуна для перегона скота с Муксалмы на Большой Соловецкий, т.к. возить скот по морю на плотах в таких суровых условиях было нелегко. На о. Большая Муксалма издревле находился Свято-Сергиево-Радонежский скит, он же скотный двор, т.к там находились самые хорошие луга для пастбищ. Еще на Соловках я слышала версию про то, что "негоже было пасти скот на монастырской земле", поэтому скотный двор "выселили" на Муксалму. Сейчас постройки на острове не используются и сильно обветшали, правда, забегая вперед, до скита мы так и не добрались.

Как я уже говорила, от монастыря до дамбы около 10 км. Вначале дорога вполне приличная, проходит мимо соловецкого аэродрома, сразу за ним есть ответвление к Филипповскому скиту.


Сразу после этой развилки основная дорога на Муксалму начинает портиться. Сначала появилась глубокая автомобильная колея, которую все время приходилось объезжать, т.к. попадание в ее грязь было чревато падением с велосипеда. Дальше - больше: сначала глубокие лужи, после  - заболоченные участки, которые обходились по деревянным "настилам", велосипед при этом ехал рядом "по целине". Люборытно было слушать абсолютно противоположные мнения встречного народа на счет дороги: кто-то говорил, что мы сумасшедшие и на ночь глядя по такой дороге точно не проедем, т.к. дальше будет еще хуже и велосипед придется тащить на своем горбу; кто-то наоборот утверждал, что это все ерунда, и на велосипеде тут быстро и приятно. Мы же для себя решили, что повернем назад только если совсем задолбаемся:-).




В реальности оказалось, что дорога хоть и заболочена, но не целиком. Где-то в середине пути постоянные лужи сменились более предсказуемым рельефом - болота перемежались с ровными сухими возвышенными участками дороги. Ехать по такому рельефу мне было комфортнее, т.к. не нужно постоянно слезать и забираться на велосипед. Вокруг очень красивый лес, множество голубых озер, а болота, подсвеченные вечерним солнышком просто прекрасны!




Много цветущей морошки, кустиков черники, но, к сожалению, ягодный сезон еще не наступил.


Вечерняя озерная гладь тиха и безмятежна.


Наконец, где-то через 2 часа пути вдали показался просвет и вот перед нами открылась панорама Белого Моря.


Последний верстовой столб на дороге. Дальше начинается дамба, связующая два острова. Выложена она целиком из местного валуна четко подогнанного, без использования связующего расствора. Ширина дамбы 5-6 метров, длина около 1 километра. Дамба петляет от острова к острову по наиболее мелким участкам пролива и от этого становится еще живописнее.


В центре дамбы сделаны три арки для прохода мелких судов (мне кажется, что проплыть под ними смогут только лодочки) и для движения воды в ходе приливов и отливов.


В нашем случае на Соловках в самом разгаре был отлив. Масштабы этого события тут грандиозны.
На дамбе мы немного помедитировали на окружающие пейзажи и двинулись в обратный путь, который проделали где-то за полтора часа и уже в полуночи были дома в своем сарайчике:-). Прогулка получилась незабываемой. 

Соловки, веложизнь

Previous post Next post
Up