Попробовала объединить и структурировать все впечатления и эмоции, с ней связанные.
Вот что получилось:
1. Про дороги. В Финляндии отличные дороги. Настолько отличные, что по ним могу ездить даже я и мне не очень страшно (почти, пока не начинаются перекрестки с круговым движением). Ровно. ЧИСТО(!!!): цвет машины после 300 км по финским трассам стал снова различим, а погода по российским меркам была самая "грязная" - около 0. При этом, конечно же, не моют фины все свои дороги "с шампунем", как у нас принято считать. Просто строятся они на насыпях (в этом секрет, наверное, а может и не в этом, но хорошо ведь!). Везде по обочинам стоят светоотражающие столбики (реально удобно и очень грустно отвыкать потом, на Родине, от такой роскоши).
Ограничение скорости - 80 км/час на трассе, правила движения соблюдаются четко (даже соотечественниками, т.к. народ наслышан о немаленьких штрафах). При этом на дорогах конечно же нет полицейских засад, а перед видеокамерами наблюдения иногда можно встретить предупреждающий об их наличии знак. В общем, у престарелых финов практически нет шансов получить инфаркт за рулем от того, что кто-то нагло прется обгонять их по встречке через двойную сплошную наперерез приближающейся фуре...
Поэтому русским "гонщикам" по финским дорогам ездить скучно.=) Природа, конечно, красива, но однообразна, населенные пункты все абсолютно на одно лицо, да и темнеет зимой очень рано. От простоты трассы внимание начинает быстро рассеиваться, особенно если дорога не петляет (но на этот случай есть светоотражающие столбики).
Бензин дорогой, однако, расходуется гораздо экономнее чем у нас (наверное на треть).
Заметили, что в Финляндии немало старых, по нашим, опять же, меркам, машин (нередко попадаются экземпляры начала 90-х, а то и 80-х в очень приличном состоянии). А с чего бы это вдруг, им быть развалюхами на таких хороших дорогах! Иногда встречались и творения отечественного автопрома с финскими номерами, что тоже приятно удивляет.
Еще, сначала меня немного удивило, что в Финляндии очень многие ездят на велосипедах. Северная страна все-таки: морозы, снег... А любовь финов к двухколесному личному транспорту неимоверно сильна (велосипедные дорожки есть везде, иногда нет пешеходных, но велосипедные обязательно!). Что ж, действительно в Хельсинки (как, смею предположить, теперь в любой европейской столице) велосипед удобнее автомобиля: ни пробок тебе, ни проблем с парковкой, опять же для здоровья полезно, и экология не страдает.
Кстати, учитывая, что мы снега за всю поездку почти не видели, называть Финляндию прям такой уж северной (холодной, снежной) страной я бы пока для себя не торопилась (конечно, я не была в северных районах, и 5 дней - не показатель, но тем не менее!)...
2. Про общественный транспорт. Про междугороднее сообщение почти нечего сказать, потому что мы им не пользовались. Однако, поезда в Финляндии снаружи красивые (красненькие такие с беленьким), думаю, что внутри они не менее красивы и удобны. В Хельсинки, кстати, очень симпатичный вокзал (на мой взгляд одно из самых запоминающихся зданий в городе, но об архитектуре чуть ниже)
Еще дикую московскую барышню (т.е. меня) поразило, что на вокзалах (и вокруг них) чисто и совсем не видно бомжей.
Автобусное пригородное сообщение в Финляндии наверняка тоже существует, но междугородних автобусов на трассах я не видела ни разу, хотя симпатичные остановочные павильончики встречаются в каждом населенном пункте.
Городского общественного транспорта много и он тоже красивый и удобный. Очень облегчают жизнь электронные табло на каждой остановке, показывающие сколько времени придется ждать нужный маршрут...
В Тампере мы видели только автобусы, но в огромных количествах. В Хельсинки есть автобус, трамвай и метро. Трамваи зеленые, быстрые и совсем бесшумные.
При входе нужно купить билетик у водителя или отметить проездную карточку у специального считывающего устройства (в метро тоже самое, только билеты продает автомат). Билет похож на обычный чек из магазина и действителен 1 час. Стоит 2 евро - метро, 1,80 - трамвай.
Турникетов наземном транспорте и метро нет.
(на фото: вестибюль метро: считывающее устройство для проездных и электронное табло над эскалатором с временем ожидания поезда)
Штрафы за безбилетный проезд, видимо, собирают контролеры, но мы их не встретили. Цена за "безбилетность" тоже не маленькая - 80 евро.
Метро в Хельсинки не поражает пышностью убранства и внешним убожеством всего остального, как наше, московское.
В нем всего 17 станций.
Поезда короче (но вагоны, по-ощущениям, гораздо шире и между собой сообщаются), ходят правда редко, но народу в них несравнимо меньше, чем у нас (неудивительно, впрочем, при населении 400 тыс "хельсинкцев" против 10 млн. москвичей).
Мы были всего на 4 станциях: все они одинаково современные (или современно одинаковые).
Интересна технология оформления их сводов и потолков на манер пещерных (возможно, что это не только оригинальный художественный ход, но и приспособление к особенностям местного грунта, судить не возьмусь, но мне понравилось).
3. Про продукты питания.
Еда в целом такая же, как и в Москве. Ценовой уровень тоже сравним с привычным московским.
Выбор всего в двух супермаркетах маленькой деревушки Кивиярви такой же как в обычном московском продуктовом магазине. Никакого разнообразия!
Что запомнилось:
-Вкусные мясные продукты (на что я не ем дома сосисок, а тут уплетала за обе щеки), особенно хочется отметить вниманием сыровяленное мясо, которого у нас нету:-(
-Много слабосоленой красной рыбы. На завтрак - самое оно! Красная икра же, по мне - черезчур не соленая.
-Хлеб вкусный, но почему-то очень долго не черствеет (наверное, добавки-косерванты в нем какие-то). Чудесны сдобные рождественские кексы с цукатами! А кондитерских отделов в нашем понимании (с разнообразными свежими пирожными и тортами с кремом) почему-то нигде нету (я - редкостная сладкоежка!).
-Молочные продукты - отдельная тема. Их выбор огромен и они тоже вкусные (вот странно-то!).
Правда, вот хотели купить обыкновенного сливочного масла для бутербродов с красной икрой, но все так называемый "бутербродный маргарин" на глаза попадался, в больших пачках к тому же. Очень сначала обрадовались, найдя маленький брусочек чего-то в пергаменте (а написано все на нем только по-фински, пойди пойми), но дома обнаружили, что приобрели не масло, а дрожжи...
Позабавили экзотические фруктовые сочетания в йогуртах. Например, малина с гранатом, облепиха с мандарином. Последний, правда попробовала уже в Москве (оказалось, что в супермаркете, что через дорогу, тоже продаются финские йогурты), и скажу, что гадость редкостная!=).
(фото как раз тех уже московских йогуров, поэтому и встречаются русские слова:-))
А еще есть йогурт с морошкой - его, кстати, рекомендую всячески!
Вообще, в Финляндии морошку добавляют всюду: в йогурт, сыр, варенья и ликера же из нее там (просто завались) можно увидеть на каждом шагу. Чем не национальный гастрономический символ, в общем.
Про алкоголь: действительно приятная штука - финские ликеры из разных северных (и не очень) ягод. Кроме традиционной клюквы, брусники, смородины, малины, облепихи, черники, морошки (конечно же!), есть ликер из шикши. Распробовать в нем шикшу, правда, не просто, но как "экзотический" сувенир такой ликер подходит вполне!
Интересный продукт питания, который я никогда до новогодней поездки не видела в Москве - вяленые помидоры. Продукт - на любителя, но попробовать было любопытно. Кто хочет продегустировать, в Финляндию ехать не обязательно, оно есть у нас в Елисеевском, стоит, правда, не очень дешево...
4. Про магазины и сувениры. Хм... не буду писать, ибо ничего особенно любопытного в итоге не обнаружилось.
5. Про финскую архитектуру. Меня она в целом поразила своим однообразием.
По-настоящему мне приглянулся только небольшой центр Хельсинки в районе Сенатской площади и ее окресностей. Может потому, что он чем-то неуловимо напоминает торжественность Питера?
Из финских современных "шедевров" хочется отметить вокзал в Ювяскюле (очень стройное, воздушное здание, фотографий, к сожалению, нет) и вокзал в Хельсинки (да, его я уже упоминала ранее).
Церковь в скале ("мы строили, строили и наконец построили"(с)). Проект разрабатывали и утверждали полвека, а построили ее в итоге за 1 год. Церковь славится лучшей в мире акустикой, но оценить это нам не удалось, в Хельсинки мы провели всего один вечер и на органный концерт не попали... Еще жаль, однако, что мы не видели ее днем, любопытно было бы посмотреть почти цельную на скалу в центре города, да и при дневном освещении внутри церковь выглядит наверняка эффектнее.
Кульртурный центр - Библиотека - Музей Мумми-Троллей в Тампере: любопытное здание и музей замечательный (надо книжку перечитать!).
Маленькие деревянные домики в Лаппеенранте. Сейчас мне удивительно, что они такие милые и неодинаковые.
Хамеенлинна. Крепость мощная, но после Украины и Выборга уже не впечатлила. Однако, полазить в ней здорово (тем более, что залезть можно везде). Главное, что в ней есть чистые окошки и виды из них!
6. Про финские памятники. В Хельсинки вообще, как мне показалось, очень много памятников.
Встречаются они чуть ли не на каждом шагу. Многие понравились. Медведь, сидящий около Национального музея Финляндии умилил очень.
Но не дано мне, видимо, понять современного финского искусства (как и архитектуры, впрочем)!
Помимо привычных (Александру II, Хавис Аманда, генералу Маннергейму, Мумми-Троллю в Тампере), были замечены весьма оригинальные скульптурные композиции, причем встречались они, например, в центре Хельсинки с завидной регулярностью.
Примеры таких памятников:
-Три каменных глыбы кубической формы, стоящие рядом без определенного порядка.
-Опять же три глыбы. Одна из них отдаленно напоминает болт. Остальные же две ничего не напоминают.
-Несколько палок.
-просто абстракция.
-памятник догадайтесь чему.
-Голый мужик с мечом. Он, правда, из Тампере.
Вот такой я ее запомнила, эту северную страну Финляндию. В целом, впечатления мои неоднозначны, но как в любом новом месте, любопытно было там побывать. Интересно было посмотреть на неторопливую и внешне беззаботную жизнь. Попробовать научиться читать и что-то понимать по-фински (почти не удалось, см. выше про дрожжи=)). Насладиться в первый раз в жизни хорошими дорогами. Попариться в настоящей сауне. Покататься на коньках по ледовой целине озера... Встретить Новый Год под напутствие Михаила Сергеевича Горбачева да еще и два раза.
Пообщаться с замечательными людьми и оставить вдалеке от дома еще одну частичку своей души навсегда...
Надеюсь, я вас не очень утомила своим бесконечным рассказом, милые люди!
Спасибо вам за внимание!=)
P.S.Ладно, не буду мучать еще не знающих про
финский памятник.
Он посвящен 100-летию финской демократии.
P.P.S. Остальные фотографии Финляндии можно посмотреть
тут.