Музей кочевой культуры

Nov 17, 2011 01:13

Оказывается, есть в нашей столице и такой удивительный музей. В воскресенье впервые в нем побывала с ребятами из 3х9 и хочу поделиться своим чемоданом эмоций и впечатлений.
Музей просто супер! Расположен он в обычном школьном дворе и представляет собой несколько жилищ кочевых народов. Да, там стоят самые что ни на есть настоящие киргизская и монгольская юрты, чукотская яранга, ненецкий чум, шатер бедуинов и еще много всего. В каждое из жилищ можно зайти и посмотреть на внутреннее убранство, полежать на коврах, потрогать руками предметы быта, музыкальные инструменты, примерить народную одежду(меня, например, в киргизскую невесту нарядили:)), отведать традиционного чая, короче, погрузиться в образ жизни, обычаи кочевников целиком с головой. Мы провели в музее весь день и успели побывать в ненецком чуме и киргизской юрте. Очень здорово, что экскурсию нам проводил сам директор музея - Константин Куксин, этнограф, путешественник, поэт и художник, великолепный рассказчик. Практически вся коллекция музея собрана им самим в многочисленных этнографических экспедициях. Про киргизов я, пожалуй, узнала за несколько часов, проведенных в юрте, не меньше, чем за весь отпуск на Терскее:). Ну а костины истории про его суровую работу оленеводом на Ямале я слушала буквально открыв рот. А еще были шаманские песни и киргизские сказки в его же исполнении!

Не могу удержаться и не рассказать тут немного интересностей про ненцев из костиной экскурсии. Если то-то хочет послушать это все самостоятельно в музее, чтобы не перебивать впечатления, то лучше дальше не читать:)
Несколько любопытных фактов из ненецкой культуры, о которых Константин нам поведал:
- Ненцы кочевниками стали вынуждено, когда с юга в тундру их оттеснили ханты, а с запада начали доставать русские казаки, осваивавшие Сибирь. За какие-то 2-3 поколения народ переквалифицировался из охотников на оленей в пастухов. Вслед за этим сильно изменился их образ жизни и культура (по сути она стала по-настоящему кочевой за это время).
- Крещение ненцев и хантов. Отдельный прикол. Просто так креститься они не хотели. "У нас есть свои боги, у вас свои", говорили. Но за подарки (иголки, чай - любят страстно!, сахар) могли и покреститься, не придавая этому особого религиозного значения. Поскольку для русских священников все они были на одно лицо, то креститься один человек мог по несколько раз, получая подарки и записываясь в церковно-приходскую книгу автоматически каждый раз. Когда при советской власти народ пересчитали и сравнили с прежними дореволюционными сведениями, то ужаснулись "людским потерям".
- Про рождение и взросление детей. В религии ненцев есть три мира: темный (нижний), где живут умершие и не родившиеся - там все обратно нашему миру, собственно реальный мир и верхний мир, где живут светлые боги и управляют ветром, дождем, солнцем). Каждая женщина в культуре ненцев - посредница между темным и средним (нашим) миром. Во время родов она приносит в этот мир "гостя" - ребенка. Делает она это в отдельном чуме, куда не допускаются мужчины. Отец своего ребенка может увидеть не раньше месячного возраста. После родов в семье новорожденного устраивается праздник в честь "гостя", который приехал из нижнего мира. Гость принес с собой подарки, поэтому всех щедро угощают. До прорезывания первого зуба (а это где-то до 6 месяцев обычно) ребенок как бы не считается человеком, если он умирает, то говорят "гость ушел" и не тоскуют о нем. С появлением первого зуба ребенку дают первое имя, оно должно быть смешным и несуразным ("кривой", косой", "задохлик") для того, чтобы духи нижнего мира не забрали себе ребенка обратно (духи придут, посмотрят - что за имя? хорошего так не назовут! и уйдут восвояси:)).Настоящее имя дают позже (если не путаю, то к году), и оно священно. Людям из другого рода называть его нежелательно, чтобы они не могли тебе пожелать зла. Третье имя "для всех", как правило в современном мире дают в школе, ибо учительнице Марьиванне крайне трудно выговаривать сложно звучащие родные ненецкие имена.
Мальчик становится взрослым, когда приносит своего первого зверя, добытого на охоте. После этого он может повесить себе на пояс зуб медведя, который будет оберегать его на охоте и символизировать то, что мальчик уже мужчина.
Как добыть зуб? Тут тоже все не просто. Медведь - добрый дух, оберегающий охотника. У каждого охотника должен быть свой личный дух. Еще медведь один раз в год "желанный гость" у ненцев. Как пригласить медведя в гости? Надо его убить! Убивают медведя, приносят его в чум, голову кладут на священное место и говорят, что "пришел медведь и принес подарки" (т.е. мясо и шкуру:)). Вся семья кушает мясо, нахваливает духов, но собирая все косточки, которые потом вместе с головой отнесут на специальное медвежье святилище, где и материализуется из всего этого (в нижнем мире) дух медведя. Если кости случайно останутся в чуме, то дух может вернуться за ними и разорвать жилище е иго обитателей. Ну так вот. Мальчик, принесший в семью свою первую добычу на охоте, после этого знаменательного события должен провести несколько ночей на медвежьем святилище, и если ему явится дух медведя, то взять из груды косточек зуб медведя, который впредь и будет оберегать его всю жизнь. Говорят, что Дух приходит ко всем охотникам без исключения, хотя подозреваю, что ночью на груде костей при свете луны, врядли тебе что-то не померещится:)
Любопытно, что если мужчине доводилось переживать клиническую смерть (т.е. побывать в нижнем мире и вернуться оттуда), он вешал себе на пояс второй медвежий зуб (считается, что первый медведь-хранитель не справился с возложенной миссией, нужен еще один дух?).
Девочка же, чтобы стать невестой, должна сшить себе 5 шуб. Для каждой есть свое применение: первая для выхода в свет, вторая для любимого мужа, третья для черной работы, еще две для гостей чума.
- Смерть. Хоронят в ящике из половых досок. Доски эти выстругивает самый старый член семьи, и они служат половым покрытием пока кто-то в семье не умрет (как правило получается, что человек ходит по доскам, который сам себе выстругал на гроб, так и задумано). Покойника просто вывозят в тундру, не закапывая (вечная мерзлота ж!), оставляя вместе с ним, принадлежащие ему предметы одежды, оружие, нарты, причем все в сломанном виде, ибо ненцы верят, что при переходе из нашего мира в нижний (черный) все меняет свои свойства: мертвый становится там живым, сломанные предметы и порванная одежда целыми. Если же оставить покойнику что-то пригодное, то в нижнем мире оно сломается и не сможет ему послужить. Вот такая философия!
- Одежда ненцев делается в основном из шкур оленей, едят они оленье мясо, запивая оленьей кровью. Молочных продуктов на столе не бывает совсем. Мясо или сырое (строганина) или отварное до состояние "холодца", из крови оленя делают своеобразную приправу, заливая ее в олений же желудок на некоторое время для ферментации. Получается свернувшаяся кислая черная масса, отдающая железом (немудрено, гемоглобин!). В нее макают сырые куски мяса. Средство от цинги (кстати, тоже ненецкое слово) - молодая травяная поросль из желудка убитого оленя.

После посещения музея у меня снова обострилась "тяга к перемене мест" с уклоном в сторону полярного круга:) И очень хочется снова сходить на костину экскурсию в чукотское жилище и монгольскую юрту особенно, да, впрочем, на любую из экспозиций. Я очень прониклась местом! Активно рекомендую.

Чтобы попасть в музей надо набрать группу желающих (оптимально от 10 до 15 человек, нас было около 20, порой становилось тесновато), позвонить и заказать экскурсию.

Сайт музея
Немного не моих фото с мероприятия для полноты картины (Автор - Анна Уразова).

культур-мультур, московское

Previous post Next post
Up