Размышления по поводу старого фильма и манифест от Люси

Nov 12, 2014 04:55


Внимание: много букаф и хфилософии, но внезапная концовка!

Я не большой знаток советского кинематографа и мое внимание в данном фильме привлекло совсем не то, благодаря чему этот фильм стал знаковым для эпохи "оттепели".
По сравнению с кинематографом 30-х гг., фильмы "оттепели" отличались вниманием к человеческим чувствам и личным отношениям. Но меня заинтересовали образы индустриализации и ее социальных аспектов.
Когда главная героиня приезжает в этот городок, судя по всему в Запорожье или на Донбассе, нам показывают впечатляющие индустриальные пейзажи с торжественным музыкальным сопровождением. Высоченные заводские трубы, паровозы, уголь, раскалённая сталь.
А главное - счастливую рабочую молодежь в центре этого нового индустриального мира.
Особенно показательно стихотворение, посвященное главному герою Савченко, которое читает один из учеников Татьяны Сергеевны:

Мой друг - простой по виду парень
Он не гитарой знаменит.
Он просто сталь в мартене варит,
За партой вечером сидит.
Он днем - с огнем,
А ночью - с книжкой,
Привык он время обгонять.
Он на завод пришел мальчишкой
И стал хозяином огня.
А дома мать, сестренка с братом,
И фотография отца,
Что на войне погиб солдатом
От автоматного свинца.
Да, нелегко тебе порою,
Но ты, мой друже, не робей.
Есть судьбы легше, я не скрою,
Но не прекраснее твоей.

В этом немного наивном стихотворении отражен главный герой послевоенной эпохи. Фабричные ребята, к которым принадлежит Савченко представлены как будущее страны. Отчасти этот посыл проявляется в исходе борьбы за героя - с одной стороны - ответственных товарищей и учительницы, а с другой - плохой компании, которая отговаривает его учиться и зовет выпивать и гулять "по бабам".

Так вот при просмотре фильма я думал о том, насколько все сильно поменялось. И странно было бы, если б не поменялось, ведь прошло больше полувека. Интереснее как все поменялось.


Когда в "Весне..." показывали индустриальные пейзажи мне сразу вспомнилось то, как показывали индустриальные пейзажи в "Груз-200" Балабанова. Две большие разницы.

Примерно также поменялось отношение к этому старому социальному лифту, бывшему столь желанным для выходца из советской пред- или послевоенной деревни. Революция и индустриализация дали возможность вчерашнему крестьянину, пастуху сменить примитивный земледельческий труд на сложный труд заводского рабочего, требующий новых знаний и расширения кругозора. Заводской труд дал новую иерархию, новое социальное окружение. Рабочий столкнулся с инженерами, учителями. Вслед за собой завод организует новое жилое пространство для вчерашнего селянина - город. Причем, не важно какой город - Москва или образованный заводом небольшой промышленный городок. Центр "новой жизни" - завод, вокруг которого появляется новое жилье (этот момент тоже отражен в фильме, когда главные герои переселяются из бараков, подобных деревенским хатам в многоэтажные жилые дома). В городе появляется школа - центр знаний и просвещения, где главный герой находит непохожего на его обычное окружение человека - образованного учителя Татьяну Левченко, которая представляет собой новый культурный уровень, на который должен быть выведен молодой рабочий.
Почему советский народ победил фашизм? Почему советский народ терпел (а где-то молчаливо поддерживал репрессии)?
Потому что советская власть при всех своих минусах смогла вчерашнему крестьянину дать тот новый мир, который я описал выше. Говоря проще - она модернизировала страну, открыла новые возможности и горизонты для молодежи. Эта молодежь - выдвиженцы - стала легитимной основой политической власти в СССР, по крайней мере до 1960-хх г.

Теперь, в наше время, мне сложно представить сверстника соблазненного перспективой стать рабочим завода. Наше поколение ругают, а подчас ненавидят за то, что мы, дескать, много хотим. Не хотим работать у станка. Не хотим молотить, сеять и жать. Не знаем, что такое штангенциркуль (шутка. я хоть и гуманитарий, но все равно знаю). Не хотим стать "хозяином огня" на всю жизнь у отравляющего природу и людей огнедышащего монстра. Выполнять ежедневно однообразную работу в тяжелых условиях. За любые деньги и пряники. Поехать в глухую провинцию преподавать литературу рабочей молодежи. Нести свет, сеять разумное, доброе, вечное. Все это ставится нам в вину.

Нас обвиняют в том, что мы хотим быть "креаклами", якобы бездельниками. Что каждый из нас мечтает о быстрой карьере в творческой работе (под творческой я подразумеваю самые разные сферы деятельности, и творческие в узком смысле, и технические, научные, управленческие и пр.) Что мы ненавидим провинцию и стремимся в мегаполисы. В интернете давно распространяется перевод американской статейки о девушке по имени Люси. Советую ее почитать. Эта статья - укор в адрес поколения 1980-1990-х гг. за их амбициозность. За то что они воротят нос даже от однообразной офисной работы (упаси господи от однообразной заводской работы).

Мир заводов на Западе кончился с началом третьей научно-технической революции 1960-1980-хх гг. Мир заводов уехал в Азию. Теперь вчерашние азиатские пастухи и пахари открывают для себя заводы и города. (Оговорюсь, что такое изменение не отменяет капитализма как такового - это его видоизменяет по форме, но не по сути. Как феодализм раннего средневековья отличался от феодализма позднего средневековья, так капитализм XVIII века отличается капитализма века XXI). На месте заводов (а скорее рядом с ними, над ними) вырос новый мир с новым человеком в центре.

Проблема Люси из упомянутой выше статьи, авторы которой предлагают девушке спуститься с небес на землю не в том, что она много хочет, а в том, что общество, в котором она живет уже не может ей дать того, что она хочет. Многие комментаторы американской версии статьи указывают на то, что авторы пытаются свести социальное несовершенство все более развивающегося в своем базисе общества к психологическим проблемам какой-то мифической Люси.
Проблема Запада в том, что новый экономический и технологический уклад, созданный в ходе третьей НТР уже начал распирать изнутри старую социально-политическую оболочку. Из этого противоречия растет корень движений Оккупай по всему Западному миру.

НТР в СССР началась вслед за Западом. Можно долго и справедливо осуждать ее характер и результаты (возможно, что она изначально была тупиковой), но в свете того, что наступило после краха советского социализма можно говорить о том, что направление было прогрессивным.

Яснее становится тот исторический масштаб катастрофы, которую спровоцировали реформаторы от Горбачева до Путина. Они не только остановили продвижение страны в новый уклад, они уничтожили почти полностью базу даже предыдущего уклада. Они лишили нас даже тех заводов, о которых мечтали наши деревенские дедушки. И тем самым лишили нас условных "гуглов", о которых мечтает мое поколение, потому что никакого "информационного" общества нет без индустриальной базы.

Отличие от ситуации на Западе в том, что наши "Люси" не самореализуются не вследствие социальной ограниченности доступа к новому укладу, а вследствие отсутствия даже предыдущего. Последние 20-30 лет отбросили все наше культурно-историческое пространство на 100 лет назад.

Новой власти, которая когда-нибудь появится в этой стране придется решать задачу более сложную, чем пришлось решать советской власти в начале прошлого века. Ей придется восстановить старую индустриальную базу, создать новую постиндустриальную (которая к тому моменту уже будет вчерашним днем) и догнать ту, которая полнокровно разовьётся на Западе (особенно если там к этому времени произойдет новая социальная революция). На мой взгляд эта задача уже для нас не выполнима.
Хотя Китай сходную задачу, вроде бы решает.

Manifesto: Таким образом, если нас кто-то укоряет в том, что мы не хотим стоять у станка, работать "на дядю", положить всю жизнь на обзвон клиентов и пр. прелести жизни хомяков нужно без всякого стеснения заявить: "Не наша вина в том, что мы много хотим! Ваша вина в том, что вы не можете дать даже тот минимум, который был у наших многострадальных дедушек! Вы - просрали все полимеры! Вы - вчерашний и позавчерашний век! Мы не будем для вас добывать деньги палкой-копалкой! Мы не пойдем работать на ваши урановые рудники! Мы не будем писать рукописные отчеты! Где вы были, когда придумали автоматизацию? Где вы были, когда придумали роботов? Где вы были, когда придумали компьютеры и интернет? Вы еще к тому же умудрились развалить предыдущий луна-парк и распродать старых шлюх! С дороги, динозавры! Мы построим свой новый луна-парк, с блэкджеком и новыми шлюхами!"

глобализация, наблюдения, общество, молодежь, версия, реформы, кадры, размышление, в поисках революции, культура, история, futurum, ows, юмор, карьера, кино, обыватели, экономика, социальная реальность, 90е

Previous post Next post
Up