ПМВ и ее значение сегодня

Jul 28, 2014 19:23


"Во всей Европе люди, будто скот, шли на бойню, куда их рядом с мясниками -- императорами, королями, президентами и другими владыками и полководцами гнали священнослужители всех вероисповеданий, благословляя их и принуждая к ложной присяге: "На суше, в воздухе, на море..." и т. д."

Я. Гашек.
"Похождения бравого солдата Швейка во время Мировой войны"

"Прибыл я на службу военную начетчиком священного писания и неплохим фанатиком верующим. В трудные минутыфронтовой жизни молился господу богу до одури. Война и жизнь начали вносить свои поправки, и я начал сомневаться в могуществе всевышнего бога. Что же он, всемогущий и всеведущий, без воли которого не упадет ниодин волос в головы человека, в уме ли? Допускает, что сотнями тысяч гибнут люди. В имя чего бьют их такими средствами, которыми не бьют ни одного зверя. В чем же дело?"

Воспоминания солдата Первой мировой войны <*>
В этот день ровно сто лет назад началась Первая мировая война. В последние годы перед юбилеем этого события отчетливо проявила себя тенденция реабилитации Первой мировой войны. Причем, реабилитация именно войны, а не миллионов людей, погибших на ней. Во многих городах собираются открыть новые памятники героям ПМВ, снимаются художественные и документальные фильмы, готовятся к публикации научные и околонаучные труды по этой теме.

На мой взгляд, вся эта информационная шумиха не случайна и столетие одного из крупнейших военно-политических конфликтов в истории человечества лишь повод для нее.
В нынешних исторических условиях реабилитация ПМВ - есть реабилитация милитаристских устремлений нынешней российской власти. Переоценка взаимоотношений власти, общества и народа эпохи ПМВ - это попытка элиты выдать самой себе картбланш на новые военные авантюры.

Для этого власть действует по следующей схеме. Первое - это "уход" от "устаревшой" советской оценки ПМВ, как империалистического конфликта, для того чтобы скрыть истинные предпосылки и причины участия России в войне.

Второе, посредством переизданной идеологии патриотизма, а также спекуляции на остаточных советских концепциях "долга перед родиной", культа армии, как социального института скрыть социальный конфликт элиты, пытающейся заставить население воевать за свои интересы.

Современная государственная пропаганда цинично использует в своей идеологии социального примиренчества образцы героизма советского периода, переиначивает концепции советской патриотической пропаганды, параллельно ведя пропаганду против советского социально-экономического строя.

В общем, используя все имеющиеся у элиты средства пропаганды она хочет вернуть общество в состояние 1914 года, когда потребность войны и "долга перед Родиной" ни у кого из тех, кто должен этот "долг" отдать не вызывала бы вопросов.

Но времена изменились и гражданская война на Украине уже дает и элитам, и населению свои первые исторические уроки.

"Демокартический" и евроориентированный Порошенко быстро забывает о европейской инициативе своего предшественника и восстанавливает призыв в армию, для того чтобы кинуть ее в мясорубку на Донбассе.

Население, ранее молчаливо поддержавшее государственный переворот теперь отказывается идти воевать, ссылаясь либо на то, что за Порошенко и майдан не голосовало, либо на несогласие с самой войной.

Это важный момент - установление взаимосвязи между возможностью голосовать и выбрать какую-то власть, а потом, как следствие, в какой-то ситуации пойти за нее воевать. Отчасти "простой народ" Запада и Центра Украины теперь расплачивается за свою политическую позицию в прошедшие месяцы. Как говорится, в политике ошибкой может быть не только действие, но и бездействие.

Для всех нас здесь важен один урок - на сегодняшний день ни в России, ни на Украине нет такой власти, за которую можно пойти воевать, как не было такой власти в 1914 г. ни в одной стране Европы.

Что касается ополчения и народных республик - здесь я абсолютно не информирован, что из себя представляют эти политические структуры, но не исключаю того, что они обладают большей военной легитимностью, чем режимы что в Киеве, что в Москве.

Никто не пойдет и не должен идти воевать сегодня и по другой причине - война становится слишком сложным действом, чтобы участвовали в ней все подряд, как это было двести лет назад. Вооружения и техника становятся сложнее, для того чтобы их правильно применять, нужны специалисты, на подготовку которых должен уходить не один год.

Все это неизбежно будет вести население стран б. СССР к отчуждению от власти и ее военной политики, а в нынешних условиях создает благоприятные условия для антивоенной пропаганды. Пропаганды как в России, так и на Украине.

Формула примерно такая:

Я не выбирал Путина/Порошенко. Как следствие, я не давал им мандат на войну и использование моей жизни в этой войне. Я не согласен с той политикой, которая привела к войне (или с самой войной, или с характером видения - решительным или недостаточно решительным). Я не пойду воевать, потому что я не профессионал.

Формулу можно дополнять и развивать в разных направлениях.

Давно пора прекратить этот безудержный фап на армию и искреннее переживание за ее сердюковский развал некоторых левых товарищей, которые, возможно, не могут забыть службу в СА, как самое яркое воспоминание в жизни. Это армия уже не ваша, не для вас и не про вас. Но за счет вас.

К сожалению, наши предки 100 лет назад не сразу это поняли. Их вытащили из их болот и отправили воевать за проливы, которые они толком не могли выговорить и уже тем более найти на карте. А они поначалу утерев монархические слюни побежали ловить немецкие артиллерийские снаряды голыми руками и кидаться шапками в самолеты.

Примерно тоже самое творится и сейчас. Порошенко топит в крови непокорный Донбасс только ради того, чтобы его в мировой тусовке считали своим, а рагули, которым по большому счету нечего делить с Донбассом кинулись под влиянием национал-фашистской идеологии крушить налево и направо жилые кварталы городов. При том что "дома" у мировой тусовки народ уже давно добился отмены дикой постфеодальной военной повинности.

Все. Кидайте в меня свои патриотические тапки.

P.S. Очень рекомендую статью по ссылке.

____________________________________
* Гребенкин И.Н. Армия военного времени как пространство социального конфликта. // Великая война. Сто лет / Под ред. М.Ю. Мягкова, К.А. Пахалюка. М.; СПб, 2014. С.158 - 169.

наблюдения, идеологическая борьба, пропаганда, размышление, внешняя политика, политика, национализм, левые, украина, власть, идеология, война, патриотизм, геополитика, международная политика, историческая политика, социальная реальность

Previous post Next post
Up