Ребята, вышедшие в ноль

Sep 09, 2015 21:11


Хорошо помню провинциальные городки 90-х - культурные пустыри. Никаких здоровых надежд. Из досуга - алкоголь, наркотики и магнитофон (еще чтение, но уже - кому какое). Все слушают питерских (а еще и свердловских, новосибирских) рок-музыкантов. Андеграундная культура, на протяжении не одного десятилетия, транслировала в молодежные массы (в том числе и в меня) определенные смыслы.

В 2014 вышел фильм режиссера Александра Шейна “Тимур Новиков. Ноль объект”.

Это своего рода обращение к опыту советского андеграунда 80-х, опыту, на котором выстаивалась российская рок-культура и современные арт-школы. Вот о смыслах андеграунда, их качестве - хочу записать пару слов.

Но вначале небольшое наблюдение.


“Конечно, со всем этим шуточным гомоэротизмом и постмодернистским миксом из «антики» и китча, со всем этим соглашаешься, особенно если ты тинейджер из классической арт-школы. Вся боль академического искусства, эстетические табу, мышечные судороги атлантов Эрмитажа, это, что ли, была ясная, понятная борьба, пережить в себе Питер, пережить в себе историю искусств, очищение через самоиронию. Так что для меня Тимур Новиков стал героем той новой, веселой войны, которой заканчивался старый мир и начиналось настоящее” - такой комментарий оставила к фильму художница Sara Culmann. Этим абзацем она в принципе выражает общий подход современных арт-художников к искусству.

Что значит снятие эстетических табу, очищение через самоиронию? Что такое снятие моральных, нравственных запретов - понятно. Что такое снятие эстетических запретов?

Мы всегда ищем прекрасное, ищем способы его выражения. Ищем веками. Нельзя познать прекрасное в один день. Так, долгим трудом, человек создает эстетический Идеал. Античность не ушла со сменой времен, она воспроизводит себя в другие времена и в другом качестве, в Ренессансе, в Модерне. Художники Ренессанса не исчезли бесследно, а передали свой опыт дальше. И так постоянно. Эстетический идеал это плод многих веков труда художников, музыкантов, поэтов, скульпторов. Нет человека, который равнодушен к этому идеалу. Он может, конечно, говорить, что ему весь этот “культур-мультур” до “фонаря”, но это все равно говорит человек, прошедший, через школу, ВУЗ, живущий внутри определенной архитектуры, в общем - сформированный так или иначе этим “культур-мультур” и приобщенный в разной степени к этому идеалу.

Идеал создает запреты. Снятие эстетических запретов - есть разрушение представления человека о прекрасном. Конечно, всякое новое художественное явление снимает часть запретов предыдущих и устанавливает новые. Оно не отменяет запреты как таковые. И любое подлинное произведение всегда опирается на классику, т.е. на опыт поколений. Художники, которые отрицают историю искусств или не стремятся к её сложному осмыслению, в лучшем случае чрезмерно самонадеянные дураки, а в худшем - бандерлоги от искусства.

Может ли исчезать красота? Может ли она переродиться в нечто другое? (продолжение следует)

Караваджо - Юдифь убивающая Олоферна (фрагмент).
Next post
Up