Как разговаривать о художниках, музыкантах и обойти понятие красоты? Сложный разговор, я не претендую на полноту ответов, но вопрос-то актуальный сегодя. Если в прошедших веках человек сталкивался с проблемами познания красоты, то сегодня, в век массовой культуры, ведущей агрессивную пропаганду своих установок, этот вопрос становится только острее.
Эстетика (греч. “чувственное восприятие”) - один из способов познания. Через чувствование, через линии, формы, краски, пропорции, человек тоже способен постигать истину. Красота это и есть выражение истины в чувстве. Когда Малевич говорит, что в искусстве важна истина, но не искренность, он говорит об этом. А Белинский со своими словами о том, что искусство без мысли есть живой труп. О том же. Искренний труп. Полотно художника может быть искренним, будить в человеке чувство, но быть абсолютно пустым.
По примеру богов. Семирадский Г.И.
В прошлом посте выкладывал фрагмент картины Караваджо “Юдифь убивающая Олоферна”. Мне очень нравится этот итальянский художник. Но его творчества рассматривать здесь я не буду (это к искусствоведам), скажу только несколько слов об этой картине.
Сюжет картины известен - войско ассирийцев во главе с Олоферном осадило город. Юдифь, прекрасная жительница города, приходит в стан врага и воспользовавшись глубоким сном Олоферна, после пира, убивает его, отрубая ему голову. Вот этот миг убийства и запечатлел Караваджо.
Художественная инсталяция. Музей современного искусства "Гараж" г. Москва.
На лице девушки видна почти физическая боль. Она смотрит на то, что делают ее руки. Можно сказать, что ее глаза печальны, но в них виден и сдерживаемый ужас. Караваджо тонок. Когда смотрю на эту картину, думаю, а как изобразит такую сцену современное искусство, особенно массовое? Вот, к примеру, в голливуде это же типичная сцена - хороший персонаж vs плохой. На лице героя что в такие моменты? Торжество, агрессивность. А на лице этой девушки торжества не видно. И что еще важнее, мы не знаем каким было ее лицо в этот миг. Мы видим образ предложенный итальянцем, человеком другой эпохи - эпохи, между прочим, христианской. Мы можем пойти дальше, в XXвек и найти там похожие сюжеты и выражения мыслей. Преодолением этой временной дистанции и занимается собственно история искусства.
Для меня картины таких художников как Караваджо - выразительный пример того, как красота становится источником познания. Образы пробуждающие мысль и заставляющие задуматься о сложной природе человека. Вот эти-то размышления и кристализуются в эстетическом идеале человека.
Современные арт-художники похожи на пьяниц, предлагающих зрителю вакханалию красок и форм, зрелищность, грубость образов и восприятия. К ним я отношу и наш российский "андеграунд", являющейся, не больше, не меньше - инструментом культурной войны (и политической, т.к. ведется она в интересах определенных групп) идущей внутри России.
Художественная инсталяция с 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Лоренц Гольдштай. B-GENDERS. С выставки в музее современного искусства ЭРАРТА г. Санкт-Петербург.
"Гольдштайн обращается к многовековой традиции изображения человеческого тела, вкусив плодов западной философской мысли с её маниакальным утверждением телесности, что объясняет его интерес к маргинальным образам, отсылающим к кинопродукции категории "В""
www.erarta.com