May 28, 2013 15:29
«Лучше бы я пошел в юристы», с тоской повторил мальчик. … Я поперхнулся… Все приготовленные слова и доводы куда-то улетучились. Осталась только безмерная тоска и ощущение пустоты и бессилия. Это был уже четвертый студент в этом месяце, который потряс меня своими, нет - не знаниями, своими взглядами на мир, образование и все остальное.
До этого была девочка, сказавшая, что на экономику поступила, потому-что у нее плохо с математикой. Точнее, она была третьим человеком, от которого я услышал эту фразу. И вот, наконец, этот молодой человек с апломбом, уверенностью и полной "нематематичностью".
Последний случай пробил какую-то плотину недопонимания, и я, наконец, смог разобраться в источнике странных, по моим понятиям, суждений, которыми полны головы студентов.
Когда-то давным-давно, заканчивая технический вуз, я «познакомился» с наукой экономикой, точнее, с ее как-бы практической сущностью под названием «организация, планирование и управление». Это было странное наукообразное текстоообразование, не имевшее ни смысла, ни логики, ни практической применимости. Впрочем, до этого была политэкономия социализма, оставившая у меня примерно те же чувства. Честно говоря, я бы очень удивился, если бы кто-то сказал мне, что через 30 лет я сам буду преподавать экономику.
Что же случилось с экономической наукой за эти годы? Она в корне поменялась. Примерно в 1995 году появились первые переводные учебники, за ними потихоньку стали подтягиваться наши книги. Марксистская политэкономия постепенно уплыла в курсы посвященные истории экономики, а на ее место пришла современная наука. Эта наука, в отличие от старой словесной псевдо-экономики, полна математики, цифр, графиков, формул и расчетов. Она интересна и практична. И это здорово, только вот радоваться мешает несколько подводных камней.
Во-первых, за последние 10 лет уровень математической подготовки в школах в среднем снизился. Большинство студентов-первокурсников, например, с ужасом реагирует на термины «производная», «график функции». Смешно, но практически все первокурсники на лекциях хором заявляют мне, что на ноль делить нельзя! Приходится говорить им, что они уже взрослые и теперь на ноль делить уже можно.
Во-вторых, сорокалетние (в среднем) родители будущих абитуриентов заканчивали советские вузы по тем же программам, что и я. Поэтому, у них в головах отложилось твердое убеждение, что экономика наука гуманитарная - знай себе учи тексты и пиши конспекты…
В-третьих, современные журналисты создали миф, что экономисты получают побольше людей других профессий, и что это надежный кусок хлеба.
В итоге, мы имеем то, что имеем - абитуриенты штурмуют экономические факультеты, студенты мучительно продираются сквозь формулы и графики современной экономической науки, а выпускники безнадежно пытаются куда-то устроиться, чтобы избежать участи менеджера по продажам.
Короче. Просьба у меня возникла ко всем заинтересованным лицам.
Люди! Если у вас есть знакомые, чьи дети заканчивают школу, или вы лично знаете таких выпускников. Пожалуйста, расскажите им, что экономика - это математика, цифры, формулы, расчеты, что без знания этого невозможно ни хорошо работать, ни хорошо зарабатывать. Может быть, хоть кого-нибудь из абитуриентов мы сможем уберечь от ошибки…
образование