Конфликты на работе и пути их решения

Nov 15, 2013 13:54

Конфликты на работе являются весьма распространенным явлением. То вы что-то сказали или сделали не так и спровоцировали ответную реакцию, то вашему коллеге или начальнику нужно было на ком-то «отыграться» и выбор пал на вас, то вы сами решили выразить свой праведный гнев на нерадивого коллегу и т.д. и т.п.

Ситуаций может быть огромное множество, и отнюдь не помешает знать, как себя в них вести.

Для начала, давайте, поговорим о том, что вы сами, желая того или нет, можете провоцировать окружающих на конфликт. Неосторожное или некорректное высказывание, невыполненное обещание, плохо сделанная работа - и конфликт готов. В подобных ситуациях главная стратегия устранения конфликта - это его профилактика.

Если вы подвели коллегу или начальника, не выполнив взятые на себя обязательства, не ждите, пока вас об этом спросят, а сами подойдите и предупредите, что что-то у вас не получилось. При этом, объясните, что вам помешало это сделать, и что вы предприняли для того, чтобы работа все-таки была выполнена. Далее, очень хорошо срабатывает ход, когда вы предлагаете совместно решить проблему или хотя бы наметить дальнейшие шаги по ее решению. Это не только показывает вашу добрую волю и желание довести работу до конца, но и позволяет разделить ответственность за ее результат.

Если у вас часто возникают конфликты с кем-то из коллег, то постарайтесь проанализировать, как это происходит. Возможно, конфликт возникает по одному и тому же поводу или в рамках одной темы, или ваша интонация, взгляд или жест запускает ответную реакцию. А возможно, ваш коллега сам ищет, за что бы зацепиться и, находя причину, тут же «набрасывается» на вас?

Если же коллега сам провоцирует вас на конфликт, то в такой ситуации главное - сохранить спокойствие, и желательно, не только видимое. Задайте себе вопрос: «Чего он добивается?». Возможно, он хочет просто сорвать злость? Так не будьте мусорным ведром для его негативных эмоций! Или он хочет показать свое превосходство или власть над вами? Но кто, на ваш взгляд, выглядит лучше, человек, который постоянно придирается, «подкалывает», «наезжает», откровенно повышая голос, или тот, кто при этом спокойно и уравновешенно на все это реагирует, оставаясь «вне» ситуации?

Да, если в отношении вас совершают эмоциональную атаку, сложнее всего оставаться спокойным, не принимая в свой адрес весь тот поток слов и эмоций, который выплескивается.

Кроме упомянутого вопроса о том, какова цель вашего собеседника, который позволяет сместить акцент себя в сторону оппонента и взять ситуацию под контроль, вы также можете применить техники абстрагирования и нивелирования.

За этими длинными словами скрываются следующие действия: вместо того, чтобы внимательно слушать негодующего собеседника, старайтесь слушать его «в пол-уха», обращая внимание лишь на основные содержательные моменты. Все остальное внимание уделите тому, как он будет выглядеть в детских красных шортах и воздушными шариками в руке, особенно, если за ним погонится большая собака.

Можете выбрать «картинку» на свой вкус, лишь бы она заставила вас отвлечься от «тяжести» сказанных слов, помогла их сделать менее весомыми и значимыми.

Но не переусердствуете: вы не должны начать улыбаться, а тем более , хохотать. Мало того, что со стороны это будет выглядеть не совсем адекватно, так это еще больше может разозлить вашего собеседника и послужить поводом для дальнейших разбирательств.

Умение сохранять не только лицо, но и внутренне спокойствие - это первый и весьма важный шаг в решении конфликтной ситуации. А дальше вы можете применить одну из многочисленных техник поведения в конфликте:

1. Согласись и опровергни. Согласись с той частью высказывания, с которой можно согласиться, и дальше делай любую «приставку», которая перевернет взгляд на ситуацию.

2. Попроси совета. Все мы любим проявлять свою компетентность, это дает нам возможность почувствовать себя нужными и значимыми. Так помогите человеку почувствовать себя таковым. Ведь от вас не убудет?!

3. Переспроси. Всегда можно сделать вид, что что-то не расслышал или услышал (понял) не так. Уточняющий вопрос (а лучше, несколько) в данном случае будет как раз к месту. В такой ситуации ваш собеседник вполне может растеряться, а вы не преминете этим воспользоваться.

4. Отвлекающий маневр. Можно сказать или сделать что-то, что отвлечет собеседника: начать чихать, уронить тетрадь или ручку под стол, пожаловаться на головокружение, попросить воды и т.п. Такие действия будут вполне уместны, если вам нужно снизить «накал страстей».

5. Положительный вывод. Из любых слов, сказанных в ваш адрес можно сделать вывод себе на пользу, который представлял бы ситуацию в более выигрышном для вас свете.

Конфликты на работе неизбежны, как и везде, где вступают в противоборство интересы разных людей и групп. И умение правильно вести себя в конфликтной ситуации является необходимым условием любой успешной карьеры.

Пусть на вашем пути будет как можно меньше заторов в виде конфликтов и всегда горит зеленый свет, зажженный вашими руками!
[Статья полностью]http://psyholog-praktik.ru/

отношения, работа, психология

Previous post Next post
Up