Ханты издревле любили яркие вставки в одежде. Даже в те стародавние времена, когда мастерицы шили свои саки из шкур налима, одежда обязательно украшалась контрастными полосами, окрашенными ольховой корой. С XIX века хантыйки стали широко применять яркие сукна, бархат, вельвет, плюш, отчего саки и шубы сделались еще оригинальнее. С ходом времени материалы меняются, однако традиция украшения верхней одежды цветными полосками и вставками остается неизменной.
Прежде шубка для девочки-подростка шилась из зимней шкуры молодого оленя, надставные полосы вдоль пол и широкая опушка на подоле - из летней, на подкладку же шла зимняя шкура взрослого оленя. Сегодня, конечно, эти правила не соблюдаются. Но, по-прежнему для пущей нарядности на подол шубы идут полосы темного меха, тогда как воротник и основная часть шубы шьются из меха более светлого. По самой кромке подола мастерица пускала узенькую полосочку белого меха, которая делала шубку еще изящнее на вид.
Дополнительным украшением шубы всегда была мозаика; первоначально узор выполнялся из темных и белых камусов (олений мех), затем стали использоваться вставки из яркого сукна. Разноцветные суконные полоски непременно нашивались поперек рукавов, обычно ближе к краю, у самой опушки. Также спереди на стане нашивались суконные ленточки. Эти полосы и вставки нередко покрывались аппликацией, которая применяется умелицами и по сей день. Кроме того, в былые времена для контрастности узора к аппликативным материалам добавляли бляшки, пуговицы, бисер.
Источники:
Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985.
Народы мира. Этнографические очерки. Народы Сибири. / Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.