Dec 21, 2024 14:45
Эту статью Дмитрия Орехова я уже размещала на своем канале - почти два года тому назад. Тогда она поразила меня своей точностью, под каждым словом я готова была подписаться.
Спустя два года она ещё более актуальна.
***
"Запад никогда не интересовался настоящей Россией, никогда не смотрел на нас сочувственно и со вниманием.
"Европа в отношении России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна", - писал Пушкин.
"Мы учились и приучали себя любить французов и немцев и всех, как будто те были нашими братьями, и несмотря на то, что те никогда не любили нас, да и решили нас не любить никогда", - продолжал ту же мысль Достоевский.
Мысль западного обывателя летит по веками создававшемуся руслу ассоциаций: отсталость, варвары, Иван Грозный, медведи, водка, крепостное право, наказывать кнутом, суд истории, Сталин, ГУЛАГ, тюрьма народов.
И в воспаленном эмоциями сознании европейца возникает четкая программа действий: отомстить, наказать, заткнуть рот, порвать в клочья, задавить, танки, танки, танки...
А что же у нас?
Удивительно, но мы по-прежнему представляем Запад иначе: наши ассоциации позитивны, спокойны, необязательны. И это наша сознательная установка!
Какие ассоциации всегда вызывала у нас Англия?
Джентльмены, готические замки, газоны, Бейкер-стрит, парламент, Биг Бен, королева-старушка?
А надо бы: пиратство, разбой, Генрих Кровавый, палач Кромвель, дети на виселицах, работные дома, работорговля, концлагеря, дипломатия кинжала и яда, мировой Карфаген, военные преступления, протофашизм, голод в Бенгалии, геноцид, колониальное иго.
Франция: мушкетеры, шампанское, Лувр, галантность, свобода-равенство-братство, лягушачьи лапки?
А надо бы: гильотины, якобинский террор, погром православных храмов, империализм, зверства в Индокитае, массовые убийства в Алжире, расизм.
Бельгия: пиво, шоколад, брюссельская капуста?
А надо бы: Конго, король Леопольд, отрубленные руки.
На сегодняшний день великодушная и сдержанная русская культура проигрывает в силе ассоциаций безжалостной западной.
Всё это время они сочиняли нам преступления, а мы с симпатией всматривались в их жизнь, стараясь подмечать в ней только хорошее.
Отсюда у них решимость с нами покончить, и вялое переминание с ноги на ногу (а может, договоримся?) у нас.
Сейчас мы расплачиваемся за этот подход - в том числе теми, кто перешёл на сторону Запада в этой войне, и теми, кто уехал, и теми, кто встал на позиции демонстративного и лживого пацифизма.
И это сигнал тем, кто стоит у руля образования, СМИ и культуры.
Хватит толерантности. Пора говорить о преступлениях врага в полный голос, пора сделать неприятие колониального Запада и атлантизма нашей главной исторической ценностью, такой же, как неприятие "варварской России" и русского мира у них".
Дмитрий Орехов, "Взгляд".
история