"1-я ПЯТИЛЕТКА (1928-1932)
"В соответствии с политикой индустриализации страны в первую очередь должно быть усилено производство средств производства... рост тяжелой и легкой индустрии, транспорта и сельского хозяйства.... Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР".
построено 1500 крупных промышленных предприятий.
Национальный доход увеличился почти в 2 раза.Объём промышленного производства вырос более чем в 2 раза.
Строительство электростанции Днепрогэс (крупнейшей в мире).
Построены металлургические заводы в городах - Магнитогорск, Липецк, Челябинск, Новокузнецк, Норильск, Свердловск (Уралмаш).
Построены тракторные заводы в городах: Сталинград, Челябинск, Харьков, Нижний Тагил (Уралвагонзавод).
Построены автомобильные заводы: ГАЗ, ЗИС.
Появились новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, станкостроительная, тяжелого и сельскохозяйственного машиностроения, черной металлургии, химическая.
Создана вторая угольно-металлургическая база - Кузбасс.
Туркестано-Сибирская железная дорога.
В стране была ликвидирована безработица и введён 7-часовой рабочий день.
Социалистические преобразования сельского хозяйства: 211 тыс. колхозов, 150 тыс. тракторов, 2446 машинотракторных станций, 70 тыс. специалистов с высшим и средним образованием.
Валовая продукция промышленности в 3 раза превысила уровень 1913 года.СССР вышел на 2-е место в мире по машиностроению, выплавке чугуна и добыче нефти и на 3-е место по производству электроэнергии.
"фундамент социалистической экономики построен, победа социализма в СССР обеспечена".
2-я ПЯТИЛЕТКА (1933-1937)
И.В.Сталин, 4 февраля 1931 года: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут".
Всего построено 4500 крупных промышленных объектов.Национальный доход вырос в 2,1 раза.
Объём промышленной продукции вырос в 2,2 раза.
Объём сельскохозяйственной продукции вырос в 1,3 раза.
Подготовлены высококвалифицированные кадры. Лозунг: "Кадры решают всё!"
Построены военные заводы, и они начали выпускать танки, самолёты, орудия.
Строительство метро в Москве.
Интенсивное развитие отечественной авиации - новые институты, КБ, заводы.На самолёте АНТ-25 экипаж, в составе В.Чкалов, Г.Байдуков, А.Беляков, совершил беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США.
Построены каналы - Беломоро-Балтийский (227 км) и Москва-Волга (128 км).
Построены и открыты школы - 3,6 тыс. в городах и посёлках и 15 тыс. в сельской местности.
На полях колхозов и совхозов уже работало - 456 тыс. тракторов, 128 тыс. комбайнов, 146 тыс. автомобилей.
3-я ПЯТИЛЕТКА (1938-1942)
Введено в действие 3000 новых крупных промышленных предприятий (до июня 1941 г.)
Вступили в строй гидроэлектростанции - Угличская и Комсомольская.
Построены металлургические заводы - Новотагильский и Петровск-Забайкальский.
Построены медеплавильные заводы - Среднеуральский и Балхашский.Построен Уфимский нефтеперерабатывающий завод.
В 1940 году численность рабочих и служащих выросла до 31,2 млн. человек по сравнению с 11,4 млн. в 1928 году.
Осваивалось производство новых видов военной техники - средние танки Т-34 и тяжелые танки КВ, реактивные минометы БМ-13 ("Катюша"), штурмовики Ил-2 ("Летающий танк"), бомбардировщики Пе-2, истребители ЛаГГ-3 и Як-1.
Прервала Война.(1941-1945)
После начала войны на восток страны, где уже работали примерно 20% военных заводов, были эвакуированы около 2000 предприятий и 11 млн. человек, и там, на заранее подготовленных площадках, была быстро организована работа этих предприятий. Советская промышленность с июля 1941 года по сентябрь 1945 года выпустила 137 тыс. самолетов, 104 тыс. танков и САУ и 489 тыс. артиллерийских орудий.
4-я ПЯТИЛЕТКА (1946-1950)
Основная хозяйственно-политическая задача послевоенной пятилетки была сформулирована И.В.Сталиным 9 февраля 1946 года: "восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах".
Построено новых и восстановлено 6200 крупных промышленных предприятий.
Восстановлен металлургический завод Запорожсталь.
Вступила в строй Днепрогэс.
Заработали все шахты Донбасса.Сельское хозяйство вышло на предвоенный уровень.
Успешно шла работа по Атомному проекту - было создано атомное оружие..." (с)
Когда у Кржижановского (идеолога плановой экономики) спросили, почему по 5 лет? Он ответил:
"... такие сроки диктуются временем строительства наиболее крупных предприятий, учетом урожайности и перераспределением профессиональных кадров между субъектами народного хозяйства. Кроме того, такой, казалось бы, немалый срок дает возможность составления более точного прогноза роста экономики..."
Сегодня мне, как промышленнику и гражданину своей страны, очень этого не хватает. Я не понимаю, зачем нужно строить еще одну скоростную дорогу Москва-Питер. На эти деньги можно построить несколько заводов. Я не понимаю, зачем нужна такая дорогая социальная программа, когда в стране столько неотложных дел и вокруг России такая сложная предвоенная и военная обстановка. Мне хочется точного и конкретного планирования от Правительства. Есть, где подсмотреть. Все документы первых пятилеток сохранены и доступны. И я верю, что народ сегодня в состоянии сосредоточиться и отдать максимум сил, чтобы построить суверенную прекрасную страну для детей и внуков. Заряд в обществе точно есть.
P.S. Цифры взяты у Дмитрия Цалко"
https://t.me/cognitive_life/4653