Почему уголь важнее всего?

Jun 13, 2022 20:23

Активно стимулируемый государством рост угольного бизнеса калечит экономику.
Митинги и забастовки на предприятиях, а также протестные выступления шахтеров перед Белым Домом в Москве в первые годы новой России заложили стереотип опасности социального протеста в этой среде, который по сей день по инерции заливают деньгами и льготами. Чем умело пользуются власти шахтерских регионов, а также угольные компании, хотя они на 100% являются частными.

Ключевым инструментом такого рода преференций исторически стали скидки на перевозку угля по железной дороге, которые доходили 50%, так как эта часть затрат была одной из значительных в себестоимости угля и могла доходить до 40%. Что в годы низкого спроса поддерживало его производство, а в периоды высоких цен - развращало собственников.
Постоянные из года в год скидки на уголь привели к его высокой конкурентоспособности на международном рынке и росту объёмов продаж, производства, прибыльности бизнеса и перевозок. Так экспорт угля в 2000 г составил 44,5 млн.тонн, а в 2021 г - 227 млн.тонн. В то же время, объём недоплаты угольщиков размазывался наценками в железнодорожном тарифе на других грузовладельцев, для которых тарифная нагрузка со временем стала по сути запретительной.

Вся эта ситуация напоминает финансовую пирамиду рынка недвижимости США, обрушение которой накрыло кризисом весь мир в 2008 году.
Объём недоплаты угольщиков оценивается в 200 млрд руб в год прямых потерь в бюджете ОАО РЖД. Но, кроме этого, искусственно разогретый спрос на российский уголь за счет дешёвой транспортировки привел к дефициту пропускных способностей, беспрецедентной инвестпрограмме по расшивке железнодорожного Восточного полигона под уголь на сумму более 1,2 трлн.руб. И прямым ограничениям проезда для других участников внешнеэкономической деятельности, которые были введены в 2020 году правилами недискриминационного доступа к услугам железнодорожной инфраструктуры.
При этом, в случае взрыва угольного пузыря пострадают все. Так как это приведет к потерям и РЖД и других отраслей экономики, связанных с ценами на грузоперевозку, которая, в случае выбывания угля из перевозочного процесса, существенно подорожает.

Вместе с этим, грузы, которые могут стать сбалансированной и стабильной основой обеспечения спроса на жд перевозки, а именно, контейнерные перевозки, отодвигаются в последнюю очередь и не могут развиваться, поскольку под напором угольного лобби вынуждены уступить дорогу углю.
В дальнейшем, из-за дефицита проезда сроки и гарантии по контейнерным перевозкам будут снижаться и в итоге будет падать спрос на контейнеризацию.
Кроме прочего, сегодня дефицит провозных способностей из-за угля выливается в фактический запрет транзита. В апреле 2022 года он затронул 40% транзита Китай-Европа, в итоге он вынужденно перетекает на территорию сопредельных государств, заполняя инфраструктуру стран СНГ и Ирана. В условиях санкций это создает дефицит новых цепочек экспортно-импортных поставок в транспортном коридоре Север-Юг для снабжения России.

При этом потеря транзита означает потерю дохода РЖД, который сегодня вынуждены покрывать беспрецедентным 18,6 % ростом тарифов для всех грузоотправителей.
Но, самое главное, что в итоге этот объём груза будет сложно вернуть. Транзитеры найдут новые маршруты, а контейнерные перевозки, которые уже упали на 26%, останутся без развитой сопутствующей инфраструктуры (складов, распределительных центров и тд), которая не будет проинвестирована.
При этом, если от сегодняшнего приоритета в проезде, и сверхдохода из-за супер-дотаций выигрывает только одна отрасль - угольная, то в дальнейшем будет страдать вся экономика. Так как после того, как угольная пирамида схлопнется, и избыток инфраструктуры ляжет на плечи текущих грузоотправителей и РЖД, работать над привлечением альтернативных грузов будет уже поздно.

поездом, удивительное

Previous post Next post
Up