Про язычество и всякое религиозное на ночь

Nov 14, 2011 20:43

Вот тут случился в отечественном синематографе прорыв - фильм "Овсянки". Его немедленно поволокли по всяким фестивалям, где он снискал славу. Квентин Тарантино аж в восторге был.

Тарантино, как общеизвестно, большой любитель нетрадиционного мышления и наркотических веществ. В плеяде ушибленных головой - несомненная звезда. И как раз именно за это мы все его любим! :) Ведь нормальному человеку придумать что-нибудь эдакое, обычно адски смешное, крайне трудно. А вот Квентин - всегда пожалуйста, шутит регулярно. Вообще, термоядерно отжечь способны зачастую именно такие люди, типа Тарантино. Или там Ларса фон Триера. Но с0т0нинские таланты подобных персонажей не имеют никакого касания к тематике фильма "Овсянки".

По сюжету кины, два мужика с немного странными именами везут хоронить безвременно почившую бывшую супругу одного из них. Хоронить собрались по какому-то мутному языческому обряду, приписываемому канувшей в пучине веков народности меря. Культура тонкая сия была варварски уничтожена, как не трудно догадаться, Жестокими Русскими. Для отечественной творческой телехенции ведь существует токмо два врага всего живого: Жестокие Русские и Хитрожопые жЫдЫ. При упоминании Жестоких Русских меня ж0стко перекосило в первый раз. А эти два мужика, типа, последние(!) представители вымершей культуры - тут меня ж0стко перекосило еще раз, даже ж0сче, чем в первый. По ходу действия оператор снимал окружающее. Качественно. Молодец.

Остановимся поподробнее на "последних представителях". Как известно, язычество - это даже не религия. Это - комплексное мироощущение и миропонимание отдельного народа на определённом этапе развития. Язычник - это не поклоняющийся каким-то идолам чувак. В первую очередь, это живущий по определённым правилам человек. Правила эти он усваивает, воспитываясь в среде такиих-же людей, как он сам, а не вычитав в некой книге, где написано про ВСЁ. Не только мистическими практиками, а фольклором и образом действия, распространённым у данного народа живущего в данных условиях. Два отдельно взятых мужика, прожившие всю жизнь в городе, построенном в большей части большевиками, ну никак не могут быть язычниками. Клоунами - да. Язычниками - нет. Таких людей должно быть не 2 и даже не 3. А несколько сотен минимум. Живущих тесно и воспитывающих своих детей определённым образом. Чего в нормальном советского типа городе достичь практически невозможно.

Живой пример язычников для меня - марийцы. Многим покажется удивительным, но среди них есть настоящие представители язычества, живущие преимущественно в деревнях. По крайней мере в городе, Йошкар-Оле, я их не замечал. В деревне Фокино, Советского района, где я всё своё детство считай провёл, они имеются до сих пор. Одна семья исповедует если не вся, то большей частью - родичи моего лучшего друга. В другой одна марийка, моя бабушка с ней очень дружна по прежнему. Муж этой марийки русский. Был. Что характерно, коммунист. Православные в наших краях блюли чистоту расы и с аборигенами не смешивались - считалось лютым западлом. Знаю по истории своей семьи. А вот коммунисту дяде Васе все религиозно-расовые предрассудки были по половому органу - лишь бы баба была годная. А кому она там поклоняется его не сношало ни в какие отверстия. Вот так появилась в деревне Фокино семья Прозоровых.

В детстве понимал лугвой диалект марийского, потому слушал сказки, очень прикольные. Кстати и в переводном варианте они тоже весьма неплохи. Музыкальный фольклор у них отличный - любая плясовая заставит мега-хит "ч0рные глаза" валяться в чулане, покрытым пылью. В обычной жизни язычники практически ничем не отличались от других граждан. Но контакты промеж своими поддерживали всегда. Относился к ним нормально. Они ко мне тоже. Интерессные. Кроме их как-бы шамана. Если память не изменяет, карта. Видел пару раз. Не пришелся по-душе. Вот такое вот детское впечатление.

Обряды свои они справляют в специально отведённых местах - священных рощах. В Советском районе как раз одна такая есть. Функционирует по сей день. Обычно в процессе обряда жарят и поедают разнообразное мясо. Соседка Зинаида Прозорова приносила как-то видеокассету с записью, как там оно чего, поглядеть. Ничего особенного мы там не увидели - толпа марийцев жарит мясо на кострах, что-то поют. Нормальные люди.

Противостояние между местными язычниками и пришедшими неизбежно русскими-христианами в исторической перспективе, несомненно было. Но, по сравнению с аналогичными историческими периодами истории Западной Европпы, шло как-то вяло, без огонька. Ну, поселенцы плохо смешивались с местным населением, жили отдельными деревнями - Церква не разрешала, нормально. Ну, по первости, стрельцы не пущали в Царёв Град на Кокшаге(будущая столица Марий-Эл, город Йошкар-Ола) местных аборигенов. Нехорошо, согласен. Но потом-то стали пускать. Тоже нормально. Ну, подвзорвали порохом по наущению какого-то мудака православного священную скалу. Тоже не хорошо вышло. Но потом этот мудак канул в пучине веков, а марийцы, носители культуры своей(а не кусок камня!) живут на своей земле до сих пор и не было жесточайшего кровавого геноцида никакого. Никого Жестокие Русские, выходит, адово не тиранили. Почему? Да не надо этого было просто, вот и всё! Аборигены в большинстве вели себя мирно, людоедством не страдали - полёт языческой фантазии ограничивался представлением о природе местной, не было потусторонних сущностей, питашихся исключительно человечиной в пантеоне. Все более-менее дружно жили и рубили лес на продажу.

С приходом коммунистов качественно изменилось только две вещи: регион начал серъёзно экономически осваиваться и появилось много смешанных семей. В процессе освоения неизбежно срубили несколько священных рощ(что местные фашисты русским никак простить не могут). Но всё строго по делу, без  особого фанатизма. Одна, например, располагалась на берегу Кокшаги и попала в зону роста города. Ей были кранты по-любому. Но осталось их достаточное число до сих пор. Ну и в смешанных семьях, на мой взгляд, нет ничего нехорошего.

Современное язычество, как понятно сразу, не является точной копией язычества, например, века 15-го. Мир меняется - меняется мировоззрение людей. И язычество тоже вслед за этим всем. Остается только некое представление о равновесии всего, слегка или чуть поболее выросший пантеон потусторонних сущностей и фольклор. Но оно всё не мёртвое, живое! Мне очень смешно смотреть сейчас всякие фестивали т.н. "неоязычников", как отечесвенных, так и забугорных. В Европе настоящих язычников не осталось по понятным причинам. У русских - аналогично. Теперь приезжают посмотреть на них энографы и культурологи.  А мы, русские, просто живём вокруг и среди них, как раньше. Хочешь поглядеть - вперёд! Никаких проблем.

Что касается соседей, коми, мордвы,  и т.д., то их представления о мире не сильно отличались и отличаютя от марийских. Одна языковая семья, живут рядом - ничего удивительного. Только значительно севернее наблюдаются различия. Но там природные условия уже не совсем те, да и дикие оленеводы - вот уже они.

Теперь про меря. Когда-то очень давно на средней Волге и около того проживали рядом следующие народности: марийцы, меря, мордва, коми(перьмь) (это всё угро-фины!), булгары и западнее еще не до конца охристианившиеся славяне-русские. Дружба народов процветала, как обычно - все регулярно напрыгивали на всех, с целью урвать разные полезные в быту ништяки. Случайно урванные и оказавшиеся не нужными ништяки всегда можно было легко продать или сменять на что полезное - Волга-то вот она, а по ней всяких водоплавающих проплывает регулярно и в достатке. Ситуация стала меняться с обострением христианизации русских и, что самое главное, резким обмусульманиванием булгар - ныне известны, как волжские татары. Русские, по причине оцивиллизования, продолжили меряться херами друг с другом(княжеств всяких разных богато было) и с булгарами-татарами уже на организованной основе. Булгары-татары с принятием мусульманства резко для окружающих стали проявлять природную свирепость - напрыгивали на всех подряд с на порядки возросшим энтузиазмом. Ведь всем известно: ислам - религия мира! Короче, дружба народов катастрофически возросла.

Меря, в целом, ничем не отличались от соседей фино-угров. Но их было меньше. И территорию они занимали сравнительно небольшую и крайне неприятно расположенную: с одной стороны русские княжества, а сдругой охреневшие от безнаказанности булгары-татары с зелёным знаменем ислама в руках. Сначала к меря попёрли русские-язычники, которые неожиданно осознали, что на западе им жить спокойно не дадут. На них мнение церковных иерархов никак не действовало и они очень быстро стали перемешиваться с местным населением. Русских пришло довольно много. Это важно.

Спустя короткое время, состав населения региона сменился, там стало жить смешанное большинство. Но культура никуда не делась. И те и эти были язычниками, и получился смешанный культ, земледельческо-охотничий. Всё-бы ничего, но дикие вопли "Аллах акбар!" с другой стороны Волги заставили многих призадуматься и спросить вопрос Чернышевского: "Что делать?". Думать долго не пришлось - булгары-татары что-то стали там совсем уже. Потому обратились к ближайшим русским княжествам: "Да поможите!". Те сказали: "Поможем, чем сможем!", но условие было поставлено - охристианиться со временем. Вот так в регионе появилось верховенство закона, княжъи дружины и бородатые люди в странных кафтанах.

По началу, все шло так-же, как и позже с марийцами - никто никого адски не геноцидил и силком в церкву не волок. Инцинденты были, но редко. Не надо это было никому. Всё нормально и ладно. Мноие воцерквились - всё-же христианство хорошо ложится на земледельческую культуру. Но многие остались жить по-старому. И опять тишь да благодать! Но ненадолго. Ситуация в очередной раз в корне изменилась, когда к татарам заехала подмога с казахских степей. В лице(лицах) ограниченного, но крайне многочисленного и лютого контингента конных саблистов. Те не стали долго размышлять о природе сущего, а просто вломили всем в округе по самое не балуйся, включая самих булгар-татар. У них там, на юге, что-то нехорошее случилось и они были в печали. С этого момента русским княжествам стало не до сблюдения свободы слова, совести, собраний и религии, а так-же прав разнообразных меньшинств,  Ибо сами едва этими самыми меньшинствами не сделались. Сей чудный период в истории нашей страны носит название Монголо-Татарское Иго. По эффекту, произведённому им, с ним сравним только другой период в истории страны, под названием Великая Отечественная Война 1941-1945гг.

Узкоглазые будённовцы оказались на удивление практичны: предпочитали грабить более развитые и заселённые области на западе, там, где есть города. На севере и востоке городов рядом не было. Местные фино-угры залезли поглубже в лес и сидели там тихонько, не давая о себе знать до поры. Туда конные саблисты далеко не полезли. А вот по территории меря прокатились с ветерком! В результате процесса перераспределения собственности и выбора ответственного управляющего население мерянской земли мощно сократилось: многие погибли, не вынеся суровых условий быта, многие сбежали, рассеявшись, в разные места и там уже плотно перемешались со временем с местным населением до полной неотличимости. Вот так и не стало народа меря. (Аналогичная судьба постигла и такие народности, как мурома и мещера. Они тоже неудачно поселились, считай.)

Процесс разборок с конными саблистами занял много времени, свыше 200 лет. И то не со всеми разобраться смогли сразу. Навести порядок в регионе окончательно удалось только при царе Иване четвёртом, на западе известном под кличкой Ужасный. На местности-же прозванным Грозным. К нему регулярно приходили разные люди с предложением окончательно решить татарский вопрос. Когда стали приходить сами татары и, после рюмки кумыса, доверительно шептать на ухо: "Вань, а Вань? Может, всё-таки, Казань - того, а?", пришло решение, что таки да, пора Казань действительно того. Соотношение сил на тот момент было в пользу Москвы, да и к подготовке подошли основательно: были умело собраны войска, были освоены некоторые военные ноу-хау того времени, было заложено и запланировано на строительство несколько опорных фортов на случай длительного противостояния сторон. Один из таких запланированных фортов сейчас носит название Йошкар-Ола. На улице Советской, недалеко от моего дома, местные власти снесли скверик и "восстановили" Царевококшайский Кремль. Посередине кремля стоит памятник царю Фёдору Иоановичу. Ваккурат на месте, где в скверике стоял памятник В.И. Ленину. Считаю, ту имеется некоторая несправедливость: Фёдор Иоанович лишь выполнил то, что царь Иван тщательно запланировал. Казань взяли быстро, длительной борьбы не вышло. Грозный умер. Форт построили уже при Фёдоре. Но военно-стратегического значения он уже не имел и быстро превратился в торговую факторию, практически. Ну и храмы там построили православные. Много. Потом, еще туда сослали буянивших поляков, недовольных результатами раздела Польши, гыгы. :) Но это было уже в имперский период.

Ну а потом пошли в эти места кресьяне-переселенцы и т.д. и т.п.. Местность, ранее принадлежавшая меря, была заселена в итоге совсем другими людьми. Типа, вот.

Отечественное кино не стремится никак отображать инфернальные события тех далёких лет. А снимать там есть про что. И тебе великие побоища и тебе сложные судьбы - всё что надо для развлечения современного обывателя. Хотя, с другой сторны, вышел фильм "Царь" - еще очередное говно, оглушительно провалившееся в прокате. Этот шедевр по артхаусности превосходит всё, включая "Овсянок". По накалу идиотии уступает лишь недавним творениям Никиты Михалкова. Там Маммонов отлично сыграл сам себя, то есть жуткого сумашедшего. Но никак не царя Ивана. Так что, даже не знаю что думать. Хорошо это, или плохо, что про этот период истории страны сейчас наши творцы фильмов не снимают.

Тарантина в "Овсянках", поди, заметил то-же, что и я: история с двумя идиотами, живущими хрен знает где, везущими мертвого человека непойми куда для странных целей, напоминающих погребальные традиции нищих индусов на берегах Ганга, вполне может быть просто отпадной комедией. А слово "драма" угашенный химикалиями мозг Квентина в тексте программки проигнорировал.

Ну ладно. Теперь про религиозное. На протяжении нескольких последних лет ряд молодых сотрудников института воцерквился. Включая, небезЫзвестного мне Вову Р. На этаже таких сейчас живёт человек 6. Со стороны это действо выглядит забавно. Регулярно совершают моления(по первости, прямо в комнатах и громко), читают спецлитературу, системно продходят к вопросу, короче. Поведение здорово напоминает былого студента в нашей группе, прибывшего из солнечного Ташкента. По имени Аброр. Который практически свершал намаз прямо в кабинете в лабе и регулярно читал коран с экрана монитора компа на рабочем месте.

Как-то раз пригласил нас Вова Р., вместе с небезЫзвестным мне Лёхой П., в гости, на праздник. Я по наивности полагал, что это он решил отметить свою успешую игру какой-то австралийской валютной интернет-бирже, с виски и сигарами. Но я ошибся. Праздновалось воцерквление мамы Вовы Р. С вручением спецлитературы и благодарственной молитвой в конце. Окончательно отрыжкой большевизма я себя ощутил именно тогда. Смех рвался из меня, но уменя хватило сил его сдержать.

В процессе праздника завязался разговор. Каким-то боком коснулся язычества. Было сказано мнение, одной дамой, какое это говно. Дескать, блуд и всё такое. Привела ту сцену из "Андрея Рублёва", где одна девица охмуряла ГГ в Купальскую ночь и как его колбасило с противоречий. Сцена действительно хорошая, правильная. Он-же сам русский. И девица тоже. Она как-бы к нему из прошлого его народа пришла, причем очень недалёкого прошлого. Всё его воспитание говорит, что оно надо так, что оно правильно. А недавно пришедшая вера утверждает диаметрально противоположное. От меня пошло возражение, и по сюжету сцены и про язычество вцелом, дескать, это не так и вообще, оно разное, оно не религия даже а способ представлять мир и жить в нём. Дескать, они есть и сейчас, живут нормально и не имеют ничего общего с фестивальными клоунами. Только не русские они. Достаточно отъехать от Москвы на 900 км и можно посмотреть на них живъём. Удивление было мощным! Последовал вопрос, а не язычник ли я сам.

Разговор окончить не получилось, надо было разбегаться. Но надеюсь на продолжение. Эти православные неофиты меня зело заинтересовали. :)

Из всего из этого, само собой, делаю мощные выводы.

Первый вывод касается творцов. Современные творцы утверждают, что снимают фильмы про людей, про жизнь. Несут ПравдуЪ. Проверка, самая беглая, показывает - нихера подобного! Они снимают фильмы(а некоторые пишут книги) в первую очередь про себя любимых, про содержание своих голов. Особливо, если их совсем не контролировать, а, наоборот, давать им деньги. Желательно, из госбюджета. Считай, просто так. Содержание голов у них специфическое, зачастую. И с реальной жизнью, с реальными людьми не пересекается вообще. Смотреть и читать такое можно далеко не всем. И дело тут не в цензуре и прочем тоталитаризме. А просто ради самосохранения. Не у всякого гражданина голова способна без фатальных последствий это переварить. Даже признанные гении без контроля выдают непойми-чего. Всегда должен быть толковый консультатнт во время творческого процесса и контрольная комиссия на выходе.

Вывод второй касается уже граждан. Моих сограждан. Мои сограждане, как оказалось, с трудом представляют себе, где они живут. Когда начинаешь прояснять некоторые аспекты - впадают в недоумение и начинают подозревать тебя во всяком. Я и сам не знаю всего, но, когда рассказываю, казалось-бы, очевидные вещи из того, что знаю, некоторые сильно удивляются.

мнение

Previous post Next post
Up