Mar 21, 2011 02:12
Сделал личное мега-открытие! :)
Буквально только-что. Слушал всякое, как обычно. И в который раз уже задался вопросом, собственно, почему русский фолк такой весть протяжный и грустный, а забугорный в массе заметно бодрее? Либерально-демократический ответ про генетически поганую жЫсть в МордорЪе меня с некоторых пор не устраивает принципиально. Идея жЫдомассОнского заговора отпадает по той-же причине.
Отмечу еще, что неладное я начал чуять и ранее, когда казачьи песенки начал воспринимать. Большинство из них по смыслу далеки от вселенской печали. А, скорее, юморные или даже откровенно агрессивные. Где-то тут даже это отмечал. Но с казаками понятно. Они как-бы бандиты на службе и всё такое. Но и с "обычными " песенками тоже не всё так просто. Да тот-же "Мороз" взять и разобрать если(полную версию, само собой).
Далее, изучая творчество английских(и не только) матросов(Sea shanty), напоролся на удивительное - оказывается, современные варианты большинства их являются ускоренными раз в 10-15 по сравнению с оригинальными, старыми версияи. А сами оригиналы являются прямыми аналогами нашей "Дубинушки", как по ритму-размеру, так и по предназначению.
Теперь настал черёд разбираться с предназначением. Собственно, какой фолк сочиняется и зачем он такой? Вариантов на ум сразу пришло 3:
1. Плясовые и бухие песни - праздновать всякое, упорядоченно бухать. Сюда-же втолкну и всякое, связанное с отправкой в мир иной. И прочие обряды-религии.
2. Дорожные песни - убить время в путешествии, тупо не уснуть если такая нужда, давать окружающим спутникам знать, что с тобой всё пучком и тому подобного еще куча.
3. Рабочие песни - убить время за работой, координация работы толпы.
Возможно есть еще варианты, но полагаю эти основными. Да и не важно. Ибо все эти пункты - они одинаковы для всех народов.
Пробую понять, зачем понадобилось ускорять моряцкую песенку для поъёма тяжеленного якоря, например(Что-же нам делать с пьяным матросом?), так мощно и превращат её в такую всю развесёлую? Вывод напрашивается сам собой - переезд из 3-го варианта в 1-й. Зачем такое делалось? Да просто надо было что-то петь во время питья и веселья, а ритм не тот. Люди хочут много песен хороших и разных. Да и время не стоит на месте - всё по-тихоньку меняется.
Собрав всё в кучу, делаю мегавывод - весь европпейский фолк изначально одинаковый. Нет более печальных или наоборот более весёлых народных песенных традиций, обусловленных всяким дерьмом. А вот предпочтение в жанровом плане(см пункты 1 2 3) - оно есть! У одних страна большая, например - надо ездить далеко. У других развито мореплаванье. Третьи бухают много. Все вынужденны много работать. Кто-то еще и часто воевать. Ну и так далее. А современное положение вещей связано с тенденциями изменения/сохранения стиля исполнения оригиналов по тем или иным причинам. В западноевроппейской традиции, оказалось, принято менять стиль исполнения при переходах песни из класса в класс. А вот у нас - нет! Почему - хрен знает. А вот! И дорожные-рабочие песни исполняют как застольные. Но не меняя их. Пример - "По диким степям забайкалья", "Ой мороз, мороз", "Пророчество Стеньки Разина"(сразу что навскидку в голову пришло) - чисто дорожные, ямщицкие песни, перешедшие в класс песен бухих, для пьянки. Но не сменивших стиль. Пример забугорный - "What shall we do with a drunken sailor?" - чисто рабочая(моряцкая) песня, перешедшая в класс бухих и сменившая образ радикально! И таких песен там - огромное число!
Вот и ответил я для себя, собственно! :)
мнение,
музЫка